Какие государства Восточного Средиземноморья были завоеваны Римом после завершения Второй Пунической войны? Покорение Римом Восточного Средиземноморья. Македонские войны, война с Антиохом Великим (Сирийская) История войн на море


Читайте так же еще статьи по разделу:

Карфаген

Карфаген был основан выходцами из Финикии в конце IX в. до н. э. и вскоре превратился в крупнейший город западного Средиземноморья. Карфаген владел большей частью средиземноморского побережья Африки, частью Сицилии, островами Сардиния и Корсика, юго-восточным побережьем Испании, В обширных владениях Карфагена земля принадлежала богатым рабовладельцам, а обрабатывали ее закованные в цепи рабы.
Карфагенские купцы не только вели торговлю со всеми странами на берегах Средиземного моря, но и выходили в океан. В V в. до н. э. отважный мореплаватель

Ганнон вывел в океан флот из 60 кораблей, чтобы основать на берегу Западной Африки карфагенские колонии. Ганнону удалось проникнуть далеко на юг, куда не плавал до него никто. Сохранилось описание его плавания и тех мест, которые он посетил. Карфагеняне посещали также берега Северного моря, откуда привозили олово и янтарь.
Чтобы никогда не иссякал поток золота и серебра, чтобы богачи не испытывали недостатка в рабах, Карфаген вел войны. Карфагенская армия с III в. до н. э. состояла из наемников, которыми командовали знатные карфагеняне.
В карфагенской армии широко применялись военные машины: тараны — большие бревна, укрепленные в деревянной раме и служившие для сокрушения стен вражеского города, и катапульты — метательные орудия. Карфагенский флот был самым могущественным в Средиземноморье.
Карфаген был рабовладельческой аристократической республикой. Государством управлял совет из 300 представителей рабовладельческой знати. Избирались должностные лица, командовавшие флотом и армией, управлявшие карфагенскими владениями. Простой народ в Карфагене, так же как и в Риме, должен был подчиняться воле рабовладельцев-богачей.

Пунические войны в Риме

Первая Пуническая война длилась 23 года (с 264 по 241 г. до н. э.). В начале войны Риму удалось захватить почти всю Сицилию. Чтобы воспрепятствовать доставке карфагенянам подкреплений, римляне соорудили военный флот. На своих кораблях они установили перекидные мостики, по которым воины перебегали на неприятельские корабли.
В результате длительной и тяжелой войны римляне одержали победу и вынудили Карфаген отдать им Сицилию и уплатить большую контрибуцию.
Сразу же после войны в Карфагене подняли восстание наемники, которым карфагеняне не выплатили их жалованья. К наемникам присоединились рабы и местное африканское население. Военными действиями со стороны Карфагена руководил полководец Гамилькар Барка. Ему удалось, разъединив силы восставших, разбить их. Война длилась почти три С половиной года. Воспользовавшись ослаблением Карфагена, Рим захватил Сардинию и Корсику.

Вскоре Гамилькар начал подготовку к новой войне с Римом и отправился в Испанию. Покорив ряд местных племен, он из смелых и воинственных горцев создал прекрасно обученную армию. После смерти Гамилькара во главе этой армии стал его сын Ганнибал. Сохранилось предание, что еще в детстве отец заставил его поклясться быть вечным врагом Рима. Ганнибал получил хорошее образование и прошел суровую школу войны под руководством своего отца и других карфагенских полководцев. Это был человек выдающегося ума и военных дарований.
Ганнибал разработал дерзкий план нападения на Рим с суши. Весной 218 г. до н. э. Ганнибал повел свое войско из Испании в Италию. Карфагенской армии пришлось совершить беспримерный в древности переход через Альпы. Спустившись в плодородную долину реки По, Ганнибал привлек на свою сторону местные племена, недавно покоренные Римом. Это позволило ему нанести римлянам ряд поражений и обеспечить себе спокойную зимовку.
В 217 г. до н. э. во время похода на юг Ганнибал окружил и уничтожил целую римскую армию во главе с консулом. Оказавшись в тяжелом положении, римляне избрали диктатором
опытного полководца Фабия Мйксима, избегавшего решительных сражений с Ганнибалом и тревожившего его мелкими стычками. При превосходстве карфагенского войска, особенно карфагенской конницы, над римской армией план Фабйя Максима был единственно разумным. Но в Риме были недовольны Медлительностью Фабия Максима и командование Поручили консулам, Набравшим 80-тысячное войско.
Решающая битва первого периода войны произошла в 216 г. до н. э. на широкой равнине у города Канны. У Ганнибала было вдвое меньше пехотинцев, чем у римлян, но его конница насчитывала 14 тысяч всадников, в то время как у римлян было лишь 6 тысяч всадников. Ганнибал построил свою пехоту полумесяцем, выгнутым в сторону противника. На флангах стояла часть конницы И лучшие отряды пехоты.
Масса римских воинов, построенная в виде четырехугольника, атаковала центр карфагенян и глубоко врезалась в их расположение. Отборные карфагенские отряды оказались на флангах римского четырехугольника. Конница карфагенян ударила римлянам в тыл и завершила окружение вдвое большего римского войска. Римская армия была почти полностью уничтожена. Это сражение вошло в историю как образец боя на окружение и уничтожение противника.
Победа при Каннах поставила Рим в очень тяжелое положение. Но она не привела к окончанию войны, как этого ожидал Ганнибал. Римляне вновь собрали большую армию. Теперь, следуя опыту Фабия Максима, они избегали больших сражений. Силы Ганнибала таяли, а поднять местные племена и города Италии против Рима карфагенянам не удавалось.

В борьбе против карфагенян выдвинулся молодой и способный полководец Публий Корнелий Сципион. В Испании он захватил карфагенские крепости и одержал победу над карфагенским войском. Вскоре после этого Сципион переправился в Африку. Карфагенское правительство, напуганное появлением римлян, потребовало немедленного возвращения Ганнибала из Италии., В сражении близ города Зама Ганнибал потерпел поражение.
В 201 г. до н. э. был заключен мир на очень тяжелых для Карфагена условиях. Карфаген отказывался от всех своих неафриканских владений, передавал римлянам флот и боевых слонов, обязывался выплатить огромную контрибуцию.

Войны Рима на Востоке

На Востоке во II в. до н. э. существовало несколько крупных враждовавших между собой государств: Македония, Сирийское государство, Египет. Рим, пользуясь их враждой, разгромил каждого из своих противников поодиночке. Римляне вели три войны с Македонией и к середине II в. до н. э. покорили Македонское царство. Была завоевана и Греция; Рим разгромил Сирию и завладел Западным побережьем Малой Азии.
В 146 г. до н. э. в итоге третьей Пунической войны римляне захватили и разрушили Карфаген.
Одновременно римляне вели завоевательные войны и на Западе. Упорно сопротивлялись римским захватчикам свободолюбивые племена Испании, но к концу II в. до н. э. большая часть Испании также была завоевана римлянами.

Древние римские провинции.

Обычно провинцией управляли наместники, которые назначались на один год из числа сенаторов. Наместники обладали неограниченной властью и использовали ее для личной наживы.

Про наместников сами римляне говорили: «Они отправляются в провинции с бочками, наполненными вином, а возвращаются с теми же бочками, полными серебра и золота». Население провинций было обложено непосильными налогами. За неуплату налога жителя провинции и всю его семью наместник мог продать в рабство. Рудники, каменоломни, соляные промыслы, земли, оливковые плантации отбирались в пользу Рима. Господство Рима приводило народы Средиземноморья к нищете и разорению.

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Рим – завоеватель Средиземноморья».

Форма урока : урок-обобщение по теме «Рим-завоеватель Средиземноморья»

Учебный предмет : история

Дата разработки: 02.04.2011

Урок рассчитан на 40 минут, тема изучается в 5 классе.

Время проведения урока – 40 минут.

Методические цели урока:

  1. закрепить и систематизировать знания учащихся по истории Древнего Рима;

Активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории;

Закрепить понятия, определения, термины, события, явления, факты, хронологию;

Способствовать развитию навыков работы с картой, документами;

  1. способствовать развитию внимания, реакции на ситуативность, -- ----- развитие умения формулировать и конкретизацровать ответы на вопросы;

Ход урока.

План:

  1. Мотивация.
  2. Основная часть.
  3. Рефлексия.

МОТИВАЦИЯ: Слово учителя: ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали тему «РИМ-ЗАВОЕВАТЕЛЬ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ». И сегодня мы повторим и обобщим материал по данной теме и сделаем это с помощью викторины. Но в сначала я хотела бы рассказать вам небольшую притчу.

Говорят, что в тот день, когда Александр Македонский стал повелителем мира, он закрылся в комнате и плакал.

Его военачальники были обеспокоены. Что случилось? Они никогда не видели, чтобы он плакал. Не таким он был человеком. Они были с ним в разных ситуациях: когда жизнь подвергалась большой опасности, когда смерть была очень близка, но никто не замечал на его лице следов отчаянья и безнадёжности. Он был примером мужества. Что же теперь случилось с ним, теперь, когда он победил, когда мир завоёван?

Они постучали, вошли и спросили:

Что случилось, почему ты плачешь?

Он ответил:

Теперь, когда я победил, я понял, что проиграл. Сейчас я нахожусь в том же месте, где и был, когда затеял это бессмысленное завоевание мира. Это стало ясно мне только теперь, потому что раньше я был в пути, у меня была цель. Сейчас мне некуда двигаться, некого завоевывать. Я чувствую внутри себя страшную пустоту. Я проиграл.

У Рима тоже была цель – завоевать власть и могущество в Средиземноморье. Подчиняясь этой цели, он столкнулся с интересами Карфагена, который на долгие годы стал главным врагом Рима. Карфаген называли занозой в теле Древнего Рима. Когда же Риму, в конце концов удалось сравнять крепость с землей, он обрел покой, но стал безжизненным и пришел в упадок.

Но это уже совсем другая история, а пока Рим силен и стремится продемонстрировать свою силу всему миру. Каким образом он это делал мы сегодня и должны с вами вспомнить.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА. Проведение викторины.

  1. ЖРЕБИЙ БРОШЕН

Итак. На вашем столе лежит раздаточный материал. На листе №1 напечатаны слова.(СЛАЙД 2) Ваша задача сейчас сгрупировать эти слова по смыслу и выделить среди них ключевое слово к каждой группе.

Сначала проверяем ключевые слова, которые выделили (Карфаген, Легион, Провинция). Затем тот кто назвал правильно ключевое слово называет слова, входящие в эту группу. (СЛАЙДЫ 4,5,6)

Вывод: скажите пожалуйста, как все эти слова связаны с нашей сегодняшней темой?

Слово учителя: покорив племена Италии, Рим вышел на международную арену и начал завоевание Средиземноморья.Здесь его интересы столкнулись с другими государствами и его главным соперником в Западном Средиземноморье стал Карфаген. Как это происходило нам поможет вспомнить карта. Вашему вниманию предлагается следующее задание.

2.КАРТОГРАФИЯ.

Посмотрите на представленную карту (схему). Какие события здесь отражены и когда они имели место быть?(СЛАЙД 7)

1-я Пуническая война (СЛАЙД 8)

Сражение при Каннах(СЛАЙД 9)

2-я Пуническая война(СЛАЙД 10)

Сражение у Замы(СЛАЙД 11)

Вывод: какие территории были завоеваны римлянами вне Италии?

Слово учителя: как вы понимаете, развитие любого государства, его политика, как внутренняя так и внешняя, всегда отпределяется теми людьми, которые находятся у власти. Именно в их руках находится полнота власти, определеяющая судьбы государств. Безусловно, такие личности были и в рассматриваемый нами период. Сейчас я предлагаю вам по отрывку из документа определить о ком идет речь и чем он прославился в данную эпоху завоеваний? Возьмите раздаточный лист №2

3. ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ.

  1. Пока был жив этот человек, римляне не знали покоя. Они считали его огнем, который всегда можно раздуть. Этот великий полководец потерпел всего лишь одно поражение, после которого ему пришлось покинуть свою родину. После долгих лет скитаний он стал советником царя небольшого государства. Римляне потребовали этого царя выдать полководца. Боясь римлян, царь согласился. Не желая стать пленником, этот мужественный человек принял яд, сказав при этом: «Снимем тяжкую заботу с плеч римлян, которые никак не могут дождаться смерти ненавистного им старика». Кто этот человек и почему римляне так боялись его? (Ганнибал)
  2. – Именно по призыву этого римского сенатора Карфаген был разрушен. Каждую речь в сенате он заканчивал словами: «Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». (Катон).
  3. Вялость и медлительность сказывались у него уже в детстве; ученье давалось ему туго. Первым крупным военным его успехом была победа над лигурийцами, за которую он получил триумф. Когда несколько лет спустя началась Вторая Пуническая война Ганнибалом Сивиллиным книгам , давал обеты богам, так как, по его мнению, причиной предшествовавшего поражения было прежде всего неуважение полководца к религии. Он не вступал в битву с Ганнибалом, но, занимая высоты, следовал за ним на таком расстоянии, чтобы не быть вопреки желанию вовлеченным в бой и вместе с тем не терять врага из виду, держать его в тревоге и препятствовать ему в добывании провианта.(Фабий Максим)
  4. Весной 204 г. этот полководец отбыл к берегам Африки Утики Баградисе (ныне Суг-аль-Хамис в Тунисе Заме Второй Пунической войны . За это он получил почётное имя «Африканский».(СЦИПИОН).

Слово учителя: с личностями мы определились, теперь наша задача восстановить историческую справедливость. На раздаточных листах под № 3 находится текст, содержащий историчские ошибки. Ваша задача найти их и дать правильный ответ.

4. МЫ С ОШИБКАМИ НЕ ДРУЖИМ

(жителей провинций римляне обращали в рабство; наместники грабили провинции, повышали налоги и забирали лучшие земли)

(попыткам Рима завоевать Средиземноморье воспротивился Карфаген; Македонское царство к тому моменту уже не владело Восточным Средиземноморьем; Македонское царство никогда не владело частью Испании и островами в Западном Средиземноморье)

(Ганнибал – карфагенский полководец, который еще девятилетним мальчиком клятву, что всегда будет врагом римлян. Ганнибал решил напасть первым, не дожидаясь удара римлян. Выйдя из Испании, пять месяцев спустя он подошел к Альпам. Перейдя через Альпы, он оказался в долине реки По. Ганнибал никогда не был ни на Сицилии ни в Риме.)

РЕФЛЕКСИЯ.

  1. Итак, какой же вывод можно сделать об итогах Пунических войн для Рима и ее соперников?
  2. Сейчас я предлагаю каждому из вас выразить свое отношение к событиям, о котрых мы сегодня вели речь, в виде синквейна.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ №2

ПРОЧТИ ОТРЫВОК И НАЗОВИ ЛИЧНОСТЬ О КОТОРОЙ ИДЕТ РЕЧЬ

1. Пока был жив этот человек, римляне не знали покоя. Они считали его огнем, который всегда можно раздуть. Этот великий полководец потерпел всего лишь одно поражение, после которого ему пришлось покинуть свою родину. После долгих лет скитаний он стал советником царя небольшого государства. Римляне потребовали этого царя выдать полководца. Боясь римлян, царь согласился. Не желая стать пленником, этот мужественный человек принял яд, сказав при этом: «Снимем тяжкую заботу с плеч римлян, которые никак не могут дождаться смерти ненавистного им старика». Кто этот человек и почему римляне так боялись его?

2. Именно по призыву этого римского сенатора Карфаген был разрушен. Каждую речь в сенате он заканчивал словами: «Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен».

3. Вялость и медлительность сказывались у него уже в детстве; ученье давалось ему туго. Первым крупным военным его успехом была победа над лигурийцами, за которую он получил триумф. Когда несколько лет спустя началась Вторая Пуническая война , он уже после первых поражений римлян, ещё до Тразименской битвы, советовал избегать сражений с Ганнибалом , охранять города и ждать, когда армия Ганнибала растает сама собой. После Тразименской битвы он получил диктатуру. Он начал с религиозных церемоний, обратился к Сивиллиным книгам , давал обеты богам, так как, по его мнению, причиной предшествовавшего поражения было прежде всего неуважение полководца к религии. Он не вступал в битву с Ганнибалом, но, занимая высоты, следовал за ним на таком расстоянии, чтобы не быть вопреки желанию вовлеченным в бой и вместе с тем не терять врага из виду, держать его в тревоге и препятствовать ему в добывании провианта

4. Весной 204 г. этот полководец отбыл к берегам Африки с двумя легионами из ветеранов (около 30 тыс. чел.), с 40 военными и 400 транспортными судами и, не встретив ни малейшего сопротивления, благополучно высадился на Красивом мысе близ Утики .. В 203 г. была дана битва при Баградисе (ныне Суг-аль-Хамис в Тунисе ), где аримия этого талантливого римского полководца двойным охватом с флангов смяла карфагенян. В ответ на прекращение военных действий он потребовал испанские владения и средиземноморские острова, выдачи всего военного флота кроме 20 судов и уплаты военной контрибуции в 4 тыс. талантов. Карфагеняне приняли условия. В 202 г. в войне наступил перелом - Ганнибал был разбит при Заме , год спустя Карфагену были предъявлены 7 ультимативных требований. По возвращении в Рим этот полководец справил грандиозный триумф, ознаменовавший фактическое завершение Второй Пунической войны . За это он получил почётное имя «Африканский».

Раздаточный материал №3

МЫ С ОШИБКАМИ НЕ ДРУЖИМ

В каждом задании содержаться ошибки. Надо найти их и дать правильный ответ.

  1. покоряя ту или иную страну, римляне объявляли ее провинцией, а ее жителей наделяли правами римских граждан. Наместники, управлявшие провинциями, делали все, чтобы облегчить жизнь местного населения: снижали налоги, раздавали земли. На завоеванной Римом территории было уничтожено рабство.
  1. Подчинив себе Италию, римляне стали стремится завоевать все Средиземноморье. Их попыткам воспротивилось Македонское царство, которое к тому моменту владело Восточным Средиземноморьем, а также частью Испании и островами в Западном Средиземноморье. Римский сенат разработал такой план: одна консульская армия направляется в Испанию, а другая в Африку.
  1. в 218 г. до н.э. карфагенский полководец Ганнибал решил нанести дружественный визит в Рим по приглашению правившего тогда царя. Переплыв Средиземное море, он посетил Сицилию, а потом уже прибыл в Рим.

Раздаточный материал №1

Карфаген наместник

Провинция конница

Ганнибал диктатор

Африка центр торговли

Проконсул военный лагерь

Легион пуны

Пехота зависимость

Рабство

Раздаточный материал №1

Карфаген наместник

Провинция конница

Ганнибал диктатор

Африка центр торговли

Проконсул военный лагерь

Легион пуны

Пехота зависимость

Рабство

____________________________________________________

Раздаточный материал №1

Карфаген наместник

Провинция конница

Ганнибал диктатор

Африка центр торговли

Проконсул военный лагерь

Легион пуны

Пехота зависимость

Рабство

Предварительный просмотр:

247 –183 г.г до н.э « Протяни руку над жертвенником, - сказал Ганнибалу отец, - и клянись, что ты никогда не будешь другом римлян». «Клянусь!» - сказал Ганнибал. история в лицах

Катон Старший (Марк Порций Цензор) (234-149 гг. до н. э.) - писатель и политик, непримиримый враг Карфагена. «Если кто-либо похвалит тебя, проверь сам, верно ли это»

Фабий Максим Кунктатор (275-203 гг. до н.э.) полководец «Ради отечества следует жертвовать даже славой». «Если не будешь спешить, все будет для тебя ясно и надежно; торопливость опрометчива и слепа».

(ок. 185- ок. 129 до н.э.) полководец, победитель Ганнибала в III Пунической войне «Хороший полководец, как хороший врач, берется за клинок лишь в крайней надобности». «Ни Риму пасть, пока стоит Сципион, ни Сципиону жить, когда Рим падет».

Мы с ошибками не дружим Покоряя ту или иную страну, римляне объявляли ее провинцией, а ее жителей наделяли правами римских граждан. Наместники, управляющие провинциями, делали все, чтобы облегчить жизнь местного населения: снижали налоги, раздавали земли. На завоеванной Римом территории было уничтожено рабство.

Мы с ошибками не дружим Подчинив себе Италию, римляне стремились завоевать все Средиземноморье. Их попыткам воспротивилось Македонское царство, которое к этому моменту владело Восточным Средиземноморьем, а также частью Испании и островами в Средиземном море. Римский сенат разработал такой план: одна консульская армия направляется в Испанию, а другая в Африку.

Мы с ошибками не дружим В 218 г. до н.э. карфагенский полководец Ганнибал решил нанести дружеский визит в Рим по приглашению правившего тогда царя. Переплыв Средиземное море, он посетил Сицилию, а потом уже приплыл в Рим.

синквейн Существительное Прилагательное прилагательное Глагол глагол глагол Целое предложение существительное

С завоеванием Италии Рим вполне созрел для выхода на широкую международную арену.

Во второй половине III в.до н.э. Рим одержал в двух изнурительных Пунических войнах победу над крупной рабовладельческой державой - Карфагеном. В результате победы в первой войне с Карфагеном Рим овладел богатой Сицилией, которая стала первой римской провинцией. Вскоре Рим, пользуясь трудностями Карфагена захватил острова Корсику и Сардинию. Вторая Пуническая война по своим масштабам, размаху и историческому значению стала одной из крупнейших войн древности. Результатом этой войны стало полное господство Рима в Западном Средиземноморье, а Карфаген лишился всех заморских владений и всякого политического значения.

После победы над Карфагеном Рим начинает активизировать политику по отношению к эллинистическим государствам, устремляя алчные взоры на богатый восток. В ходе двух войн с Македонией в начале II в.до н.э. это некогда могущественное государство было разгромлено и лишено всякой самостоятельности. Сирийская война (192-188) окончательно подорвала военное могущество Селевкидов и усилила римское влияние на востоке. В 149-146 гг.до н.э. римляне жестоко подавили антиримское движение в Греции. Ахейский союз, возглавлявший это движение, был разгромлен, а центр этого движения - Коринф в 146 г.до н.э. был полностью разрушен римлянами. Одновременно Рим провел войну на уничтожение Карфагена (Третья Пуническая война 149-146 гг.до н.э.) и старый противник Рима, принесший ему столько бед и забот, тоже был разрушен до основания, а место, на котором находился этот некогда цветущий город, перепахано, посыпано солью и предано проклятию.

Вслед за Македонией и Грецией Риму досталось еще одно эллинистическое государство - Пергам.

Одним из основных следствий завоеваний Рима стало собственно создание Средиземноморской державы, которая строилась римлянами сначала по принципу зависимых государств, но вскоре римляне осознали необходимость формирования провинциальной системы. Эта система складывалась стихийно, и никаких общих законодательный установлений на этот счет не было. Каждая новая провинция организовывалась по особому закону командующего, который завоевал страну. Затем из Рима направлялся наместник (в ранге проконсула, пропретора или проквестора), как правило, бывший магистрат. В специальном эдикте он провозглашал основные принципы своего правления, которыми намеревался руководствоваться. Наместник располагал всей полнотой военной, гражданской и судебной власти и не нес никакой ответственности до окончания срока своих полномочий (обычно 1 год).

К середине II в. до н.э. в Римской державе было 9 провинций, и все они рассматривались как "поместья римского народа" вне Италии. Часть земли выделялась в пользу римских колонистов, а местные общины должны были платить налог в пользу Рима, который либо устанавливался в виде постоянной суммы, либо, чаще, в размере 1/10 доходов. Кроме того на провинциях лежало бремя обеспечения римских войск, находящихся на их территории, а также содержание римских наместников и их штата. Налоги римляне обычно отдавали на откуп представителям богатого и предприимчивого сословия всадников. Откупная система предполагала внесение суммы налогов в казну, после чего собирались значительно большие суммы по сравнению с первоначальным взносом. Римские законы всегда стояли на стороне римлян, поэтому провинциалы испытывали порой весьма сильные притеснения и поборы со стороны отдельных лиц, приехавших из Рима. Не случайно в Риме бытовало высказывание относительно некоторых римских наместников: "Приехал в богатую провинцию бедным человеком и уехал из бедной провинции богатым".

Другим следствием римских завоеваний стало утверждение рабовладельческого способа производства в классической форме. Быстрое развитие рабовладельческих отношений привело к изменению всего облика цивилизации, изменениям в социальной структуре и политической жизни, появлению новых городских центров и расцвету культуры. Последнему в сильнейшей степени способствовало знакомство римлян с достижениями других народов, и, надо отдать им должное, они перенимали их разумно - не только с пользой для себя, но и на благо всего античного мира, подсознательно содействуя созданию единой античной культуры всего Средиземноморья.

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Рим – завоеватель Средиземноморья».

Форма урока: урок-обобщение по теме «Рим-завоеватель Средиземноморья»

Учебный предмет: история

Дата разработки: 02.04.2011

Урок рассчитан на 40 минут, тема изучается в 5 классе.

Время проведения урока – 40 минут.

Методические цели урока:

закрепить и систематизировать знания учащихся по истории Древнего Рима;

Активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории;

Закрепить понятия, определения, термины, события, явления, факты, хронологию;

Способствовать развитию навыков работы с картой, документами;

способствовать развитию внимания, реакции на ситуативность, -- ----- развитие умения формулировать и конкретизацровать ответы на вопросы;

Ход урока.

Мотивация.

Основная часть.

Рефлексия.

МОТИВАЦИЯ: Слово учителя: ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали тему «РИМ-ЗАВОЕВАТЕЛЬ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ». И сегодня мы повторим и обобщим материал по данной теме и сделаем это с помощью викторины. Но в сначала я хотела бы рассказать вам небольшую притчу.

Говорят, что в тот день, когда Александр Македонский стал повелителем мира, он закрылся в комнате и плакал.

Его военачальники были обеспокоены. Что случилось? Они никогда не видели, чтобы он плакал. Не таким он был человеком. Они были с ним в разных ситуациях: когда жизнь подвергалась большой опасности, когда смерть была очень близка, но никто не замечал на его лице следов отчаянья и безнадёжности. Он был примером мужества. Что же теперь случилось с ним, теперь, когда он победил, когда мир завоёван?

Они постучали, вошли и спросили:

Что случилось, почему ты плачешь?

Он ответил:

Теперь, когда я победил, я понял, что проиграл. Сейчас я нахожусь в том же месте, где и был, когда затеял это бессмысленное завоевание мира. Это стало ясно мне только теперь, потому что раньше я был в пути, у меня была цель. Сейчас мне некуда двигаться, некого завоевывать. Я чувствую внутри себя страшную пустоту. Я проиграл.

У Рима тоже была цель – завоевать власть и могущество в Средиземноморье. Подчиняясь этой цели, он столкнулся с интересами Карфагена, который на долгие годы стал главным врагом Рима. Карфаген называли занозой в теле Древнего Рима. Когда же Риму, в конце концов удалось сравнять крепость с землей, он обрел покой, но стал безжизненным и пришел в упадок.

Но это уже совсем другая история, а пока Рим силен и стремится продемонстрировать свою силу всему миру. Каким образом он это делал мы сегодня и должны с вами вспомнить.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА. Проведение викторины.

ЖРЕБИЙ БРОШЕН

Итак. На вашем столе лежит раздаточный материал. На листе №1 напечатаны слова.(СЛАЙД 2) Ваша задача сейчас сгрупировать эти слова по смыслу и выделить среди них ключевое слово к каждой группе.

Сначала проверяем ключевые слова, которые выделили (Карфаген, Легион, Провинция). Затем тот кто назвал правильно ключевое слово называет слова, входящие в эту группу. (СЛАЙДЫ 4,5,6)

Вывод: скажите пожалуйста, как все эти слова связаны с нашей сегодняшней темой?

Слово учителя: покорив племена Италии, Рим вышел на международную арену и начал завоевание Средиземноморья.Здесь его интересы столкнулись с другими государствами и его главным соперником в Западном Средиземноморье стал Карфаген. Как это происходило нам поможет вспомнить карта. Вашему вниманию предлагается следующее задание.

2.КАРТОГРАФИЯ.

Посмотрите на представленную карту (схему). Какие события здесь отражены и когда они имели место быть?(СЛАЙД 7)

1-я Пуническая война (СЛАЙД 8)

Сражение при Каннах(СЛАЙД 9)

2-я Пуническая война(СЛАЙД 10)

Сражение у Замы(СЛАЙД 11)

Вывод: какие территории были завоеваны римлянами вне Италии?

Слово учителя: как вы понимаете, развитие любого государства, его политика, как внутренняя так и внешняя, всегда отпределяется теми людьми, которые находятся у власти. Именно в их руках находится полнота власти, определеяющая судьбы государств. Безусловно, такие личности были и в рассматриваемый нами период. Сейчас я предлагаю вам по отрывку из документа определить о ком идет речь и чем он прославился в данную эпоху завоеваний? Возьмите раздаточный лист №2

3. ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ.

Пока был жив этот человек, римляне не знали покоя. Они считали его огнем, который всегда можно раздуть. Этот великий полководец потерпел всего лишь одно поражение, после которого ему пришлось покинуть свою родину. После долгих лет скитаний он стал советником царя небольшого государства. Римляне потребовали этого царя выдать полководца. Боясь римлян, царь согласился. Не желая стать пленником, этот мужественный человек принял яд, сказав при этом: «Снимем тяжкую заботу с плеч римлян, которые никак не могут дождаться смерти ненавистного им старика». Кто этот человек и почему римляне так боялись его? (Ганнибал)

– Именно по призыву этого римского сенатора Карфаген был разрушен. Каждую речь в сенате он заканчивал словами: «Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». (Катон).

Вялость и медлительность сказывались у него уже в детстве; ученье давалось ему туго. Первым крупным военным его успехом была победа над лигурийцами, за которую он получил триумф. Когда несколько лет спустя началась Вторая Пуническая война, он уже после первых поражений римлян, ещё до Тразименской битвы, советовал избегать сражений с Ганнибалом, охранять города и ждать, когда армия Ганнибала растает сама собой. После Тразименской битвы он получил диктатуру. Он начал с религиозных церемоний, обратился к Сивиллиным книгам, давал обеты богам, так как, по его мнению, причиной предшествовавшего поражения было прежде всего неуважение полководца к религии. Он не вступал в битву с Ганнибалом, но, занимая высоты, следовал за ним на таком расстоянии, чтобы не быть вопреки желанию вовлеченным в бой и вместе с тем не терять врага из виду, держать его в тревоге и препятствовать ему в добывании провианта.(Фабий Максим)

Весной 204 г. этот полководец отбыл к берегам Африки с двумя легионами из ветеранов (около 30 тыс. чел.), с 40 военными и 400 транспортными судами и, не встретив ни малейшего сопротивления, благополучно высадился на Красивом мысе близ Утики.. В 203 г. была дана битва при Баградисе (ныне Суг-аль-Хамис в Тунисе), где аримия этого талантливого римского полководца двойным охватом с флангов смяла карфагенян. В ответ на прекращение военных действий он потребовал испанские владения и средиземноморские острова, выдачи всего военного флота кроме 20 судов и уплаты военной контрибуции в 4 тыс. талантов. Карфагеняне приняли условия. В 202 г. в войне наступил перелом - Ганнибал был разбит при Заме, год спустя Карфагену были предъявлены 7 ультимативных требований. По возвращении в Рим этот полководец справил грандиозный триумф, ознаменовавший фактическое завершение Второй Пунической войны. За это он получил почётное имя «Африканский».(СЦИПИОН).

Слово учителя: с личностями мы определились, теперь наша задача восстановить историческую справедливость. На раздаточных листах под № 3 находится текст, содержащий историчские ошибки. Ваша задача найти их и дать правильный ответ.

4. МЫ С ОШИБКАМИ НЕ ДРУЖИМ

(жителей провинций римляне обращали в рабство; наместники грабили провинции, повышали налоги и забирали лучшие земли)

(попыткам Рима завоевать Средиземноморье воспротивился Карфаген; Македонское царство к тому моменту уже не владело Восточным Средиземноморьем; Македонское царство никогда не владело частью Испании и островами в Западном Средиземноморье)

(Ганнибал – карфагенский полководец, который еще девятилетним мальчиком клятву, что всегда будет врагом римлян. Ганнибал решил напасть первым, не дожидаясь удара римлян. Выйдя из Испании, пять месяцев спустя он подошел к Альпам. Перейдя через Альпы, он оказался в долине реки По. Ганнибал никогда не был ни на Сицилии ни в Риме.)

РЕФЛЕКСИЯ.

Итак, какой же вывод можно сделать об итогах Пунических войн для Рима и ее соперников?

Сейчас я предлагаю каждому из вас выразить свое отношение к событиям, о котрых мы сегодня вели речь, в виде синквейна.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ №2

ПРОЧТИ ОТРЫВОК И НАЗОВИ ЛИЧНОСТЬ О КОТОРОЙ ИДЕТ РЕЧЬ

1. Пока был жив этот человек, римляне не знали покоя. Они считали его огнем, который всегда можно раздуть. Этот великий полководец потерпел всего лишь одно поражение, после которого ему пришлось покинуть свою родину. После долгих лет скитаний он стал советником царя небольшого государства. Римляне потребовали этого царя выдать полководца. Боясь римлян, царь согласился. Не желая стать пленником, этот мужественный человек принял яд, сказав при этом: «Снимем тяжкую заботу с плеч римлян, которые никак не могут дождаться смерти ненавистного им старика». Кто этот человек и почему римляне так боялись его?

2. Именно по призыву этого римского сенатора Карфаген был разрушен. Каждую речь в сенате он заканчивал словами: «Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен».

3. Вялость и медлительность сказывались у него уже в детстве; ученье давалось ему туго. Первым крупным военным его успехом была победа над лигурийцами, за которую он получил триумф. Когда несколько лет спустя началась Вторая Пуническая война, он уже после первых поражений римлян, ещё до Тразименской битвы, советовал избегать сражений с Ганнибалом, охранять города и ждать, когда армия Ганнибала растает сама собой. После Тразименской битвы он получил диктатуру. Он начал с религиозных церемоний, обратился к Сивиллиным книгам, давал обеты богам, так как, по его мнению, причиной предшествовавшего поражения было прежде всего неуважение полководца к религии. Он не вступал в битву с Ганнибалом, но, занимая высоты, следовал за ним на таком расстоянии, чтобы не быть вопреки желанию вовлеченным в бой и вместе с тем не терять врага из виду, держать его в тревоге и препятствовать ему в добывании провианта

4. Весной 204 г. этот полководец отбыл к берегам Африки с двумя легионами из ветеранов (около 30 тыс. чел.), с 40 военными и 400 транспортными судами и, не встретив ни малейшего сопротивления, благополучно высадился на Красивом мысе близ Утики.. В 203 г. была дана битва при Баградисе (ныне Суг-аль-Хамис в Тунисе), где аримия этого талантливого римского полководца двойным охватом с флангов смяла карфагенян. В ответ на прекращение военных действий он потребовал испанские владения и средиземноморские острова, выдачи всего военного флота кроме 20 судов и уплаты военной контрибуции в 4 тыс. талантов. Карфагеняне приняли условия. В 202 г. в войне наступил перелом - Ганнибал был разбит при Заме, год спустя Карфагену были предъявлены 7 ультимативных требований. По возвращении в Рим этот полководец справил грандиозный триумф, ознаменовавший фактическое завершение Второй Пунической войны. За это он получил почётное имя «Африканский».

Раздаточный материал №3

МЫ С ОШИБКАМИ НЕ ДРУЖИМ

В каждом задании содержаться ошибки. Надо найти их и дать правильный ответ.

покоряя ту или иную страну, римляне объявляли ее провинцией, а ее жителей наделяли правами римских граждан. Наместники, управлявшие провинциями, делали все, чтобы облегчить жизнь местного населения: снижали налоги, раздавали земли. На завоеванной Римом территории было уничтожено рабство.

Подчинив себе Италию, римляне стали стремится завоевать все Средиземноморье. Их попыткам воспротивилось Македонское царство, которое к тому моменту владело Восточным Средиземноморьем, а также частью Испании и островами в Западном Средиземноморье. Римский сенат разработал такой план: одна консульская армия направляется в Испанию, а другая в Африку.

в 218 г. до н.э. карфагенский полководец Ганнибал решил нанести дружественный визит в Рим по приглашению правившего тогда царя. Переплыв Средиземное море, он посетил Сицилию, а потом уже прибыл в Рим.

Раздаточный материал №1

Карфаген наместник

Провинция конница

Ганнибал диктатор

африка центр торговли

Проконсул военный лагерь

Легион пуны

Пехота зависимость

Раздаточный материал №1

Карфаген наместник

Провинция конница

Ганнибал диктатор

африка центр торговли

Проконсул военный лагерь

Легион пуны

Пехота зависимость

____________________________________________________

Раздаточный материал №1

Карфаген наместник

Провинция конница

Ганнибал диктатор

африка центр торговли

Проконсул военный лагерь

Легион пуны

Пехота зависимость