Творческая педагогика. Педагогическое творчество: понятие и основы


Всем известно, что творчество - это процесс деятельности, в ходе которой создаются новые духовные или материальные ценности. Ещё так нередко называется особое мышление, за счёт коего человек может выйти за пределы традиционного бытия. И в целом творчество - это ещё и процесс вкладывания личностью в то, что он делает, его собственных возможностей и соображений. В общем, по-разному можно растолковать данный термин. Но мы хотим уделить внимание такому понятию, как педагогическое творчество.

Общие положения

В чём заключается задача современного образования? В овладении преподавателями методологией творческого преобразования мира. Почему это так важно? Потому что творчество в данном контексте подразумевает открытие новых знаний, объектов, проблем, а также способов их решения. Впрочем, это ещё не всё, что можно сказать на эту тему.

Профессиональная педагогическая деятельность является процессом постоянного творчества. Но тут есть своя специфика. Творчество преподавателя не имеет цели создать что-то оригинальное, принципиально новое, масштабно ценное. Оно направлено на кое-что более важное и серьёзное - на развитие личности. Безусловно, хороший преподаватель (особенно если он новатор) разрабатывает собственную педагогическую систему. Однако она есть не целью его творчества, а лишь способом достижения лучших в этой деятельности результатов.

Специфика

Педагогическое творчество невозможно, если у человека нет социального и преподавательского опыта (и образования), а также предрасположенности к данной деятельности. Впрочем, обо всём - по порядку.

Специальная подготовка обязательна. Потому что лишь эрудированный педагог с нестандартным мышлением и расширенными рамками может найти оригинальные, «свежие» пути решения проблемы, которая чаще всего связана с обучением учащихся.

В чём сложность? В том, что преподаватель в ходе своей деятельности постоянно решает огромное количество задач - как типичных, так и нестандартных. И не всегда при одних и тех же обстоятельствах. И занимаясь их решением, преподаватель (как и любой другой исследователь) выстраивает свою деятельность в соответствии с положениями эвристического поиска. То есть проводит анализ ситуации, выстраивает предположения касательно результата, учитывая исходные данные, оценивает потенциал имеющихся для достижения цели средств, формулирует задачи. Это нелёгкий труд, требующий и определённых навыков, умений.

Что образует полноценность?

Преподавательская деятельность имеет как количественные, так и качественные характеристики. опыт и умения впечатляют только в том случае, если сам специалист относится к своей деятельности соответствующим образом - с заинтересованностью, ответственностью, вдохновением и энтузиазмом. Это важнейшие условия!

Педагогическое рационализаторство, продуктивное обучение, достижение определённых успехов во всей деятельности в целом - всё это и многое другое возможно в том случае, если имеют место быть 5 общепринятых аспектов.

Первое - наличие интересующей самого преподавателя. Второе - социальная значимость, влияющая на развитие личности. Третье - наличие социальных и материальных предпосылок (иначе говоря - условий), необходимых для творчества. Четвёртое - новизна и оригинальность процесса или же ожидаемого результата. И пятое - наличие субъективных предпосылок для осуществления творчества. Имеются в виду умения преподавателя, его знания, мотивация, увлечённость, желание работать с аудиторией.

Главная сложность

Вот тут и проявляется педагогическое творчество в полной мере. Преподаватель ставит себя на место учеников, задаёт себе бесчисленное множество вопросов. Что им может быть интересно? Как и чем их завлечь? К какой методике прибегнуть, чтобы подтолкнуть учеников к освоению материала? Какими способами донести до них важность предмета? И так - перед каждым занятием.

Сначала преподаватель формирует свой замысел, вытекающий из ответов на все перечисленные и неупомянутые вопросы (которых ещё больше). Потом прорабатывает его, преобразовывает в идею. Затем «ищет» методы, при помощи которых воплощение замысла будет реальным. Кстати, именно в ходе этих процессов человек приобретает опыт творчества. Конечно, со стороны это может казаться составлением плана на урок. Но все преподаватели (или как минимум большинство) его пишут. Вот только к одним на занятия ходят с удовольствием, испытывая интерес к предмету и к знаниям, а к другим - нет.

Взаимодействие с аудиторией

Его педагогическое творчество подразумевает в первую очередь. От того, какой контакт наладит преподаватель с обучающимися, зависит его успех и признание как специалиста, а также качество полученных знаний школьников/студентов.

На занятия какого педагога интересней ходить? Того, кто взаимодействует с аудиторией, глядит в глаза каждому, и старается сделать урок максимально похожим на продуктивный коллоквиум? Или на занятия «лектора», который сидит за столом и просто читает материал из тетради? Конечно же все выберут первый вариант. И данный случай является ярким проявлением творчества. Поскольку наладить контакт с аудиторией - это искусство.

Но тут не обойтись без творческого потенциала. Формированию которого нередко способствует определенные организация образовательного процесса. Она обязательна, поскольку цель занятий всё-таки заключается в передачи школьникам/студентам знаний и навыков. И вот что эта организация в себя включает:

  • Проблемное обучение.
  • Налаживание междисциплинарных связей.
  • Воспитание позитивного и творческого отношения у учащихся к изучению предмета.
  • Умение определять главное и осмысливать пройденное ранее.
  • Развитие у учащихся способностей и навыков, касающихся синтеза, анализа, классификации и обобщения.
  • Умение давать оценку практическим ситуациям.

И это - лишь основные положения, которые подразумевает педагогическая работа. Некоторые из них стоит отметить отдельным вниманием.

Проблемное обучение

Это весьма интересная методология, подразумевающая активное взаимодействие педагога с учащимися на почве проблемно-представленного содержания обучения. В чём её суть?

Итак, преподаватель ставит перед школьниками/студентами учебно-проблемную задачу (естественно, после коллективного изучения материала). Так он создаёт для них проблемную ситуацию. Ученикам необходимо проанализировать её, осознать и принять суть, после чего приступить к разрешению проблемы. В ходе данного процесса они как раз и применят полученные в ходе занятий навыки и информацию. Такие практические занятия учат школьников и студентов мыслить, и творчески усваивать знания.

Кстати, альтернативой данной методологии является эвристическое обучение. Оно возникло ещё во времена Древней Греции - его практиковал сам Сократ! Долгое время в основе методики лежал Впрочем, совершая их, удавалось прийти к истине.

И в данном случае также проявляются основы педагогического творчества. Что должны сделать ученики? Лишь вовлечься в процесс и применить данные преподавателем знания - это не так сложно. А педагогу необходимо спроектировать ту самую учебно-проблемную ситуацию, понятно её сформулировать, да ещё и придать ей особый характер, чтобы заинтересовать аудиторию.

Положения Торренса

Их нельзя не отметить вниманием, рассказывая про творчество в педагогической деятельности. Элис Пол Торренс был известным американским психологом, который разработал основные принципы, её касающиеся. И эти положения о педагогическом творчестве являются весьма показательными. Вот, что именно они в себя включают:

  • Признание и применение возможностей, которые ранее были не признаны или не использованы.
  • Уважение и принятие желания учащегося работать самостоятельно.
  • Умение не мешать творческому процессу школьников/студентов.
  • Способность предоставлять учащимся свободу выбора в области достижения целей и приложения его навыков и сил.
  • Уместное применение индивидуальной учебной программы по отношению к обучающимся с особенными способностями.
  • Создание условий, необходимых для достижения тех или иных целей.
  • Умеренное поощрение и похвала.
  • Исключение любого давления на учащихся.
  • Уважение к каждому.
  • Проявление и приветствие энтузиазма.
  • Создание условий для взаимодействия «сильных» учащихся с менее успевающими.
  • Оказание посильной авторитетной помощи обучающимся - особенно студентам/школьникам с мнением и точкой зрения, отличной от других.

Всё вышеперечисленное имеет огромное значение. Потому что понятие педагогического творчества включает в себя не только особый подход к преподаванию, но ещё воспитание учащихся, и их развитие. Не только всех вместе - ещё и по отдельности. Ведь, по сути, творчество в педагогике проявляется через развитие уникальных способностей обучающихся.

Условия для преподавательского совершенствования

Что ж, как уже говорилось ранее, деятельность педагогов сложна, как и их труд. Хотя он, бесспорно, даёт плоды - если преподаватель подходит к своим задачам так, как было описано выше.

Но только для того, чтобы продуктивность не падала, и специалист так же радовал результатами, нужны особые условия развития педагогического творчества. Сюда относятся многие аспекты - как моральные, так и материальные. К последним, естественно, относится стимулирование, премии, достойная затрачиваемых сил, времени и трудов зарплата. Одним словом - проявление благодарности и уважения. В наше время это имеет значение.

Но и остальные условия немаловажны. К ним относится сжатость, так называемая спресованность творчества. Также сопряженность деятельности одного педагога с другими. Важно и наличие времени, необходимого на подготовку. Сюда же относится и отсроченность результата. Это всё направлено на стимулирование преподавателя к осуществлению творческой деятельности.

Кстати, ещё её развитию нередко способствуют публичные выступления и постоянное соотнесение общепринятых педагогических приёмов с нестандартными ситуациями. Но это необходимо тем преподавателям, которые не привыкли проявлять творческий подход.

Уровни

Их также необходимо отметить вниманием. Уровни педагогического творчества имеют место быть, и принято выделять пять основных.

Первый называется информационно-воспроизводящим. Подразумевается применение в решении профессиональных задач опыта, полученного и перенятого от других преподавателем в ходе своей деятельности.

Второй уровень называется адаптивно-прогностическим. Заключается в умении педагога трансформировать известные ему данные и информацию, выбирать методики, способы, методы взаимодействия со школьниками/студентами, и принятие во внимание их специфических личностных особенностей.

Третий уровень известен, как рационализаторский. Преподаватель, соответствующий ему, проявляет свой уникальный опыт, умение решать нестандартные задачи, искать оптимальные решения. И в его деятельности явно наблюдается некая неповторимость и индивидуальность.

Четвёртый уровень называется научно-исследовательским. Заключается в способностях педагога обозначать концептуальную основу личностного поиска и разрабатывать систему деятельности, опираясь на исследования её результатов.

И, наконец, пятый уровень. Известен, как креативно-прогностический. Педагоги, соответствующие ему, умеют выдвигать сверхзадачи и решать их обоснованными, нередко собственно разработанными способами. Это преподаватели высшей категории, которые действительно могут изменить и трансформировать систему образования.

Конкурсы для педагогов

О них тоже хотелось бы сказать пару слов напоследок. Потому что многие существующие сегодня конкурсы для педагогов несут именно творческий характер. Взять, к примеру, «Новые идеи» и «Методическая система эффективного учителя». Эти конкурсы направлены на внедрение новых, личностно развивающих образовательных технологий, а также представление и популяризацию опыта работников образования. Также имеет место быть и мотивация преподавателей к использованию инноваций в процессе обучения.

А есть конкурс, который так и называется - «Педагогика творчества». Его цель заключается, помимо всего перечисленного, ещё и в стимулировании инновационной деятельности. И направлен он, кроме прочего, на преодоление стереотипов, закреплённых касательно данной профессиональной деятельности.

Кстати, такие конкурсы тоже способствуют творческому развитию и профессиональному росту. И участие в них преподавателей только лишний раз подчёркивает их преданность своему делу и заинтересованность.

Главная задача современного образования состоит в овладении специалистами методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых способов их решения.

Обучение не может быть сведено лишь к приобретению У и Н, оно является средством для достижения своего высшего предназначения, самоактуализации и самовыражения в творчестве (А. Маслоу, 1999).

Несмотря на большое многообразие мнений о том, что такое творчество, все сходится на одном, что результатом творческого акта всегда является нечто новое. Возникают вопросы: «Как же рождается творчество?»; «можно ли научить человека творчеству?»; «Почему деятельность одного чрезвычайно продуктивна и оценивается творческой, а другой оказывается способным только к репродуктивному труду?».

Творческая деятельность обучаемых помогает выявлению личностных их качеств, таких как активность, ответственность, самостоятельность, творческий подход к делу, уровень развития интеллекта, умение ясно выражать свои мысли и др.

Существуют многие факторы, предполагающие творческий подход к самому процессу обучения (изучение непосредственно самих наук, НИР преподавателей и др.). Прямое обучение творчеству не возможно, а возможно лишь создание условий, стимулирующих творческую деятельность. Творческий характер обучения во многом определяется способом получения знания: знание, творчески воссозданное; знание, переоткрытое самим человеком; знание, оставшееся для него формальным, чужим, инородным.

Задача обучения состоит в нахождении такого учебного материала, который вовлекал бы обучаемого в конкретную деятельность, имеющую в его глазах цель (большое значение, интерес). Необходимо найти типичные виды деятельности, результаты которых по настоящему интересуют обучаемых, и которые невозможно выполнять механически. Обучаемый по настоящему учится только тогда, когда осознает роль изучаемых истин в получении результатов важной для него деятельности (Дж. Дьюи, 2000).

В Древней Индии процесс передачи личных творческих качеств учителя не сводился к передачи информации ученику. Творчество связывалось с особым состояние индивидуального сознания. Для этого состояния сознания характерна невыразимость мысли в вербальной форме. Как только мысль обретает словесную форму, она становится фиксированной, стабильной, выходит за пределы индивидуальности, социализируется, тем самым устанавливается предел индивидуального творчества, в ходе которого только и возможно достижение нового смысла и знания.

Познание рассматривается как получение нового знания при творческом акте интуиции. В обучении преследовалась творческая передача качеств учителя ученику. Именно это - творческая личность учителя - и было тем содержанием, которое передавалось от поколения к поколению. Понимание творчества в Восточной культуре тесным образом связано с интуицией, которая иррациональная по своей сути. Каким же образом возможно научить интуиции, а значит и творчеству, и возможно ли это вообще? На Востоке считается, что интуитивные способности лишь в том, чтобы развить их.

Известен ряд факторов, которые влияют на формирование творческого потенциала обучаемых:

  1. уверенность в своих силах, в способности решить поставленную проблему;
  2. стремление к самостоятельности в выборе целей, задач и путей их решения;
  3. возбуждение положительных эмоций (радость, удивление, переживание успеха и др.), стимулирующих процесс творчества;
  4. формирование критического мышления и чувствительности к противоречиям; склонность к фантазированию и развитию воображения;
  5. использование методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания (С.Д. Пинчук, 2004).

Творчество - одна из наиболее естественных форм реализации потребности в поиске. Наряду с ней существуют и другие мотивы творчества - потребности в самоутверждении, признании другими членами общества и др. Для творчества одаренных людей сам поиск нового, в силу психофизиологических закономерностей, приносит большое удовлетворение. Творческой является любая деятельность, в ходе которой осуществляется поиск проблем, решений; творческой также является деятельность, которая выводит субъект за рамки существующих парадигм. Превращению деятельности в творческую будет способствовать формирование у субъекта определенных У и Н, способностей творческого характера. Такими творческими У и Н, способностями могут считаться У и Н анализа, сравнения, оценки и самооценки, творческого поиска и критического восприятия. Творчеству обучить трудно, но в силах преподавателя целенаправленно формировать и развивать некоторые У и Н, открывающие дорогу творческому прорыву.

Обучающийся - это человек с чистой душой, открытый новому и неизвестному. Задача преподавателя и состоит в использовании и разработке методики и технологий, направленных на становление и совершенствование творческих У и Н, развитие творческих способностей и, в конечном итоге, на формирование творчески ориентированной личности с учетом результатов диагностики индивидуальных ее особенностей (Л.Н. Колесникова, 2004).

Творческий подход к выполняемой работе не возможен без широкой мобилизации и правильного применения накопленных знаний, разностороннего анализа текущей информации, сопоставления вариантов его использования. Формированию творческого потенциала способствует соответствующая организация образовательного процесса:

  • проблемное обучение,
  • умение налаживать междисциплинарные связи,
  • воспитание творческого отношения к изучению дисциплин,
  • умение выделять главное и критически осмысливать пройденный учебный материал,
  • развитие у студентов способностей, умений и навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации,
  • умение оценивать практические ситуации.

Приобщение студентов к получаемой профессии, активизация интереса и увлечение будущей профессиональной деятельностью складываются в процессе вовлечения студентов в НИР, которая значительно расширяет их кругозор и научный уровень, повышая качество подготовки специалистов. Следовательно, важнейшим условием развития творчества студента является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. В период обучения каждый должен получить У и Н исследовательской работы, самостоятельно работать над научной темой и участвовать в коллективной НИР, в работе СНО (О.А. Чернова, 2004).

Многие педагоги указывают на то, что их работа не может быть сведена к некоторым шаблонам, она предполагает творчество.

По мнению С.Л. Рубинштейн, творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью.

Творчество предполагает наличие у личности ЗУН, способностей, мотивов, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Развитие реальных творческих возможностей, по мнению И.Я. Лернера, предполагает обучение самостоятельному переносу усвоенных знаний в новую ситуацию, видению в привычных условиях новой функции знакомого предмета, новой структуры объекта, альтернативы способа решения, нового способа из числа известных.

Исследуя творческие способности личности и учебно-творческую деятельность обучаемых, обращают внимание на наличие противоречений и барьеров, стоящих на их пути.

С точки зрения системного подхода В.И. Андреева (1988) можно выделить 3 группы противоречий развития творческих способностей личности:

  1. социально-педагогические противоречия между социальными процессами в обществе и развитием педагогической системы;
  2. собственно педагогические противоречия, возникающие в самой педагогической системе;
  3. личностные (психологические) противоречия, которые отражают становление творческих способностей личности.

А.М. Матюшкин (1993) указывает на 3 основных противоречия:

1. противоречие между тем, что знает и умеет обучаемый, и тем, на что он способен в процессе решения творческих задач; обучаемому требуется актуализация опыта переконструирования знаний, мобилизация творческих способностей и помощь со стороны педагога, чтобы учебная программа была решена;

2. противоречие между предметным обучением и необходимостью системного применения научного знания в условиях решения творческой задачи;

3. противоречие, возникающее при организации коллективной учебной деятельности, когда необходимым является реализация групповых интересов и индивидуальных интересов личности каждого обучаемого, т.к. единые педагогические требования, в том числе и творческие задачи, не могут быть выполнены всеми студентами с одним и тем же результатом.

Нормативность требований и творчество в образовании иллюстрируют единство противоположностей, в котором нормативные знания служат основной для творческого процесса. Однако стереотипы приводят к борьбе между нормативностью и творчеством, в котором чаще верх одерживают нормативность и стандарт, но в итоге они проигрывают в эффективности и результативности. Содержание образования должно сочетать знания и элементы творчества.

Становление творческой личности обучаемого противоречиво в своей основе. Теоретический анализ педагогических противоречий позволяет отыскать психолого-педагогические подходы и стратегии разрешения этих противоречий и, тем самым сформулировать соответствующие принципы педагогики творчества.

Педагогика творчества - это наука о педагогической системе двух видов деятельности: педагогического воспитания и самовоспитания личности в целях всестороннего и гармоничного развития творческих способностей, как отдельной личности, так и коллектива.

Творчество в педагогическом процессе проявляется через развитие творческих способностей обучаемых и формируется посредством организации поисковой их деятельности.

Учебно-творческая деятельность студентов ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий. Учебно-творческая деятельность - педагогически управляемая деятельность, осуществляемая преимущественно на основе косвенного и перспективного управления. Успешность учебно-творческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития формально-личностных, сколько от эвристических, интуитивных способов интеллектуальной деятельности (Е.И. Белоус, 2004).

В настоящее время актуализированы основные принципы педагогики творчества Торренса:

  1. признание ранее непризнанных или неиспользуемых возможностей,
  2. уважение желания студента работать самостоятельно,
  3. умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности,
  4. предоставление студенту свободы выбора области приложения сил и способов достижения цели,
  5. индивидуальное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемых,
  6. создание условий для конкретного воплощения идей,
  7. предоставление возможностей вносить вклад в общее дело группы,
  8. поощрение работы над проектами, предложенными самими обучаемыми,
  9. исключение какого-либо давления на обучаемых,
  10. подчеркивание положительного значения индивидуальных различий,
  11. уважение потенциальных возможностей отстающих,
  12. демонстрация энтузиазма,
  13. создание ситуаций, при которых более успевающие работают со слабоуспевающими студентами,
  14. поиск возможных точек соприкосновения идеального с реальным,
  15. одобрение результатов деятельности учащихся в какой-либо области с целью побуждения желания испытать себя в других видах деятельности,
  16. оказание авторитетной помощи студентам, высказывающим отличное от других мнений, испытывающим давление со стороны своих сверстников (С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, 2003).

Следовательно, организация принципов педагогики творчества в учебно-воспитательном процессе создает творческую атмосферу в образовательном учреждении, «пропитывая» все методы обучения элементами творчества и обеспечивая инновационный подход к осуществлению СПО.

Постоянный дистанционный конкурс с ускоренным подведением итогов.

Международная ассоциация педагогов приглашает все желающих принять участие в научных мероприятиях через портал дистанционного образования.

Правила участия:
1. В мероприятиях могут принять участие педагоги организаций образования всех видов и типов.

2. Для участия необходимо выбрать тему, зарегистрироваться или авторизоваться в ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ, внести данные участника, загрузить работу и копию квитанции о переводе орг.взноса. Каждый участник может принять участие в любом мероприятий.

3. Работы принимаются постоянно. Жюри оценивает работы в течение ДВУХ рабочих дней. После чего результаты можно будет увидеть на странице «Результаты». Дипломы в электронном виде можно будет скачать в личном кабинете сразу же после оценки конкурсной работы. Все выходные документы выдаются только в электронном виде.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

  • После участия в олимпиаде, конкурсе или конференции участники, координаторы и учителя мгновенно получат уникальный наградной материал.
  • Подлинность наградных материалов, можно проверить на главной странице сайта в разделе «Результаты», которая находится в верхней части меню.
  • Сразу после участия в олимпиадах вы сможете увидеть допущенные ошибки в вашем личном кабинете.
  • Лауреаты конкурсов и конференции получают дипломы I, II, III степени. Работы, не занявшие призовые места получат рекомендательные справки от конкурсной комиссии.
  • Данные о результатах участия и контакты участника будут доступны для просмотра сотрудникам ВУЗов в виде специального рейтинга.

НАГРАЖДЕНИЕ:

  • Все участники получат электронный Сертификат, подтверждающий участие в олимпиаде, конкурсе или конференции.
  • Все победители будут награждены электронными Дипломами.

В целях поощрения педагогов за результаты их творческой деятельности в рамках научно-практических мероприятий утверждены критерий для награждения правами Президента Международной ассоциации педагогов:

  • педагоги, подготовившие более 5 учеников для участия в олимпиаде по одному предмету в рамках одного участия (в одной заявке) , получают благодарственные письма.
  • поощряются благодарственными письмами педагоги, принявшие участия в двух научно-практических конференциях по разным тематикам.
  • поощряются благодарственными письмами педагоги, принявшие участия в двух творческих мероприятиях по разным тематикам.

СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ УЧАСТНИКОВ

Служба поддержки участников работает с 10:00 до 18:00.

Уважаемые участники! При обращений просим указывать номер заявки и раскрыть содержание вашего вопроса.

Основные понятия и характеристика педагогического творчества

XX век характеризуется сменой типа культурно-исторического наследия. Человечество в считанные де­сятилетия совершило поворот от веками и тысячелетиями складывавшегося типа социокультурного наследия, ос­нованного на передаче свода прошлых образцов, систе­мы, знаний и правил, к новому типу социокультурного наследия, в рамках которого главным стало не столько усвоение прежних рецептов, сколько подготовка к овла­дению методами и содержанием познания и практики, творческого осмысления и преобразования действительности.

Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики. С позиций философии творчество – это дея­тельность людей, преобразующая природный и соци­альный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов деятельности.

В психолого-педагогической науке различают как пси­хологию творчества, так и педагогику творчества. Под пси­хологией творчества понимается область знаний, изуча­ющая созидание человеком нового, оригинального, по­лезного в различных сферах деятельности. В центре внима­ния ученых-психологов – вопросы о структуре творче­ства, путях, ведущих к открытию нового, о познаватель­ной роли интуиции, воображения, предвидения, целеполагания, творческой активности.

Педагогика творчества – наука о создании иннова­ционных теорий, систем, технологий учебно-воспитатель­ного процесса. Отличительной чертой педагогики творче­ства являются человечность и гуманизм, направленные на реализацию и самореализацию творческой «Я»-концепции педагога и воспитанника.



Цель педа­гогики творчества – формирование творческой личнос­ти, для которой характерна устойчивая, высокая направленность на творчество. Для творческой личности характерен творческий стиль в од­ном или нескольких видах деятельности, наличие спо­собностей, мотивов, знаний и умений, благодаря кото­рым создается продукт, отличающийся новизной, ори­гинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств лич­ности выявило важную роль воображения, интуиции и импровизации – неосознаваемых компонентов умствен­ной активности, а также потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Важнейшая роль в процессе формиро­вания такой личности принадлежит педагогам.

В современных условиях творческий педагог – это исследователь, обладающим следующими личностными качествами: научным психолого-педагоги­ческим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим ана­лизом, потребностью в профессиональном самовоспита­нии и разумным использованием передового педагоги­ческого опыта. Все эти качества характери­зуют готовность учителя к организации профессиональ­ной творческой деятельности.

Исследователь проблемы творчества Н.М. Шакирова под готовностью педагога к организации творческой дея­тельности понимает сформированностьу него соответ­ствующих качеств и свойств личности, а именно:

– осознания себя как творческой индивидуальности, наличия творческой активности, самостоятельности;

– потребности в творческом взаимодействии с уча­щимися;

– наличия знаний, умений, навыков, опыта органи­зации процесса познания, труда, общения как творчес­кой деятельности.

Предполагается также наличие у учителя-воспитате­ля совокупности творческих способностей и исследова­тельских умений, среди которых важное место занимают организаторские способности, инициативность, актив­ность, настойчивость, внимание и наблюдательность, ис­кусство нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу учебно-воспитатель­ных ситуаций и творческому решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов, эмоцио­нально-волевые качества.

Развитие в личности индивидуального прямо пропорционально совершенство­ванию в ней творца. Творческая индивидуальность рас­сматривается как высшая характеристика профессионального творчества. Она включает интеллектуально-творчес­кую инициативу, интеллектуальные способности, широ­ту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склон­ность к творческому сомнению («сомневайся во всем»), способность испытывать внутреннюю созидательную борь­бу, информационный голод, чувство новизны, необыч­ного в проблеме, профессионализм, жажду познания.

Творческая индивидуальность личности учителя осу­ществляется в обогаще­нии человеческой культуры, в совершенствовании окру­жающего мира, преобразовании психолого-педагогичес­кого процесса и личности, в нахождении новых техноло­гий и оригинальных технологических процессов, реали­зации эмоциональной культуры, эмпатии и идентифика­ции, в развитии подсознательной или бессознательной структуры личности, педагогической интуиции и вооб­ражения, в саморазвитии на основе самоопределения, сво­боды, в самовыражении личности, формировании креа­тивности и индивидуального стиля профессиональной де­ятельности.

Профессиональное творчество педагога охватывает все стороны его деятельности, выработку стратегии и такти­ки преподавательского труда, направленного на решение задач разностороннего и гармонического развития лич­ности обучающихся, включая подготовку различных форм учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое творчество – это деятель­ность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в образо­вательном учреждении и формирующая высокоэрудиро­ванного, с точки зрения современной науки, творчески мыслящего человека. Главными признаками педагогичес­кого творчества, как и творчества в целом, являются:

– создание нового или существенное усовершенство­вание известного;

– оригинальность, неповторимость продукта деятель­ности, ее результатов;

– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосо­зидания, то есть творческий человек постоянно работает и над собой, и над созданием нового.

В.И. Андреев выделил разнообразные типы творческих способностей и на их основе – характеристики личности творческого типа. Согласно его типологии, профессия педагога относится к блоку профессий «художник» наряду с профессиями скульптора, писателя, музыканта. Тем самым в профессии педагога подчеркивается аспект собственного творчества, творческого осмысления окружающей действительности. Педагогическая деятельность является сплавом науки и искусства, и оба эти компонента всегда предполагают творчество.

На то, что творческий, исследовательский характер присущ педагогической деятельности, обращали внимание многие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариантного педагогического процесса подчеркивается рядом современных педагогов и психологов: Б.С. Гершунским, В.И. Загвязинским, В.А. Кан-Каликом, В.В. Краевским, В.А. Сластениным и др.

П.П. Блонский в работе «Задачи и методы новой народной школы» писал: «В школе должно быть возможно больше простора для личного творчества учителя: точно регламентированная программа, учебник и вопросно-ответная форма обучения обезличивают учителя. Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми… пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребенка будет школой полной человеческой жизни и живого культурного творчества и для учителя».

О творческом характере педагогической деятельности писал П.Ф. Каптерев: «…деятельность преподавателя есть деятельность сложная, в ней есть элементы и чисто научные, объективные, и чисто личные, творческие элементы педагогического искусства и таланта. Основа деятельности учителя суть научные знания – науки вообще, своего специального предмета, родственных с ним, его методологии, детей. Чем шире и основательнее знания учителя, тем плодотворнее будет его деятельность. Но на этой объективной почве учитель должен явиться художником: должен переработать метод, сделать его своим достоянием и орудием и уметь бесконечно видоизменять его, прилаживая его к различным детям, с различной подготовкой и своеобразными природными свойства. Поэтому истинно хороший учитель не может быть рабом ни программ, ни методик, он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным деятелем».

Похожее суждение высказывал о роли творчества в деятельности учителя А.С. Макаренко: «Сама система средств никогда не может быть мертвой и застывшей нормой, она всегда изменяется и развивается, хотя бы уже потому, что растет и ребенок, входит в новые стадии общественного и личного развития, растет и изменяется и наша страна».

Творчество всегда обозначает появление чего-то нового. В результате творчества возникают: открытие, изобретение и созидание. Открытие – постижение чего-то нового, что существует объективно. Изобретение – качественное преобразование имеющегося так, что возникает нечто новое, что может быть эффективно использовано в практике. Созидание – деятельность, в которой путем творческих усилий и труда дается существование чему-либо, вызывается к жизни что-либо.

К характеристике педагогической деятельности можно отнести появление открытий, но это в сфере воспитания наблюдается редко. Изобретение – более частое явление в педагогическом творчестве, хотя оно редко может быть оценено как абсолютно новое образование. Для характеристики творческого характера педагогической деятельности наиболее адекватно применимо понятие «созидание». Учитель-воспитатель путем действительно творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и совершенствования неповторимой личности.

Приведем пример творческого нестандартного подхода учителя к решению возникающих проблем из опыта Заслуженного Учителя РФ Н.М. Хомутовской. В 5-ом гимназическом классе школы-лаборатории № 1026 г. Москвы, где очень «сильный» состав ребят, учился Стас Ч., сын учителя начальных классов. Ему с трудом давалась математика. Учитель заметила неуважительное отношение одноклассников, их пренебрежительные высказывания в его адрес. Она побеседовала с мальчиком о его увлечениях, узнала, что летом он помогал дедушке работать на комбайне, и даже есть видеозапись его работы. Наталья Михайловна решила показать сильные стороны личности Стаса одноклассникам: все ребята на уроке в классе смотрели видеофильм, а затем писали сочинение-миниатюру «Ай, да Стас!..» Сразу несколько ребят после этого случая взялись помочь Стасу Ч. по математике, а через некоторое время весь класс радовался его первым успехам.

Еще один пример из опыта работы школы-лаборатории № 1026. Уроки-путешествия в сказку характерны для начальной школы. Фрагмент урока математики во 2-м классе, работающем по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, учителя Л.Н. Петровой показывает творческий подход педагога к процессу обучения. Учитель в начале урока говорит ребятам: «Сегодня мы будем не просто заниматься, а отправимся в путешествие по сказке. Сказка – это волшебство, и волшебство начинается. Закройте глаза и считайте про себя до 10…» На этом уроке в гости к ребятам приходит Красная Шапочка – ею нарядилась одна из учениц класса. Красная Шапочка говорит детям: «Я иду к бабушке, несу пирожок и горшочек масла. Путь мой длинный, вот какой (она открывает доску, на доске – «дорога», состоящая из 29 клеточек). Одна клеточка – это мой шаг. Сколько шагов мне надо пройти?» Дети считают клеточки – 29. Красная Шапочка удивляется: «Ой, что это за цифра? (Показывает на цифру 9). Я умею считать только до 6. Учитель предлагает детям помочь Красной Шапочке и посчитать в шестеричной системе. Затем – в четверичной, так как выясняется, что ее бабушка умеет считать только до 4.

На урок приходит маг, предлагая детям заполнить магические квадраты, затем – Пятачок. Пятачок просит ребят помочь ему: «Я иду на день рождения к ослику, несу ему воздушные шары. Посмотрите (вывешивает на доску вырезанные из бумаги воздушные шарики, на которых написаны примеры), ребята, на них что-то написано, а что – я не знаю». Ребята активно работают на уроке, незаметно для себя усваивая учебный материал.

Творческая природа педагогической деятельности подтверждается и тем, что грамотно принимаемое педагогическое решение по своей организации соответствует всем правилам эвристики, которыми руководствуется в своей деятельности исследователь: 1) анализ педагогической ситуации (диагноз) → 2) проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) → 3) анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения о достижении искомого результата, → 4) конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса → 5) оценка и интерпретация полученных данных → 6) формулирование новых задач.

Критерии педагогического творчества:

– наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

– умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

– способность к самосовершенствованию и самообразованию;

– разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание;

– диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности;

– эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

– способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

– формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

– способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции;

– умение видеть «веер вариантов».

Педагогическая импровизация – это действие в ходе педагогического процесса, возникающее в ответ на неожиданную ситуацию, когда сознание и воспроизведение совпадают по времени. Импровизация возможна, если учитель обладает фундаментальными знаниями, быстрой реакцией, развитым воображением и интуицией, способностью к моментальному воссозданию принимаемого решения так, как будто все заранее было предусмотрено и подготовлено. Интуиция – тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо без развернутого логического обоснования. Способность к интуиции формируется на основе знаний, опыта, развитой рефлексии и эмпатии.

В.И. Загвязинский называет следующие специфические особенности педагогического творчества.

Жесткий лимит времени. Учитель принимает решения в ситуациях немедленного реагирования: уроки каждый день, непредвиденные ситуации ежеминутно, ежечасно, общение с детьми постоянно. Учитель может сопоставить свой замысел с его реализацией только в эпизодических, сиюминутных ситуациях, а не с конечным результатом из-за его отдаленности и обращенности в будущее.

В педагогическом творчестве ставка делается только на положительный результат. Такие способы проверки гипотезы как доказательство от противного, доведение идеи до абсурда, противопоказаны в деятельности учителя.

Педагогическое творчество – всегда сотворчество с детьми, коллегами.

Значительная часть педагогического творчества осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от учителя умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и учащихся творческое воодушевление.

Специфичен предмет педагогического творчества – формирующаяся личность; инструмент – личность учителя, сам процесс – сложный, многофакторный, разноуровневый, основанный на взаимотворчестве партнеров; результат – определенный уровень развития личности воспитуемого.

Н.Д. Никандров и В.А. Кан-Калик выделяли три сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми), творческое самовоспитание.

Методическое творчество связано с умением осмысления и анализа возникающих педагогических ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели. Оно включает в себя конструирование содержания и способов воздействия, адаптацию существующих способов и педагогических систем к особенностям личности и воспитанника, и педагога.

Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного и эффективного общения, во взаимодействии с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию.

Творческое самовоспитание предполагает осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки. Творческое самовоспитание предполагает также разработку долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования.