Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников. Игровая мотивация в различных видах деятельности методическая разработка на тему



Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка


Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых. Стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого. Игровые мотивы. Интерес к самому процессу игры. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Мотивы самолюбия, самоутверждения. Ребенок претендует на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали да него внимание, исполняли его желания. Притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Дети трех пяти лет - самоутверждение и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества. Познавательные и соревновательные мотивы Младший дошкольный возраст - часто выслушивают объяснения взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для практической деятельности. Старший дошкольный возраст - интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение.


Ребенок трех - четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Средний и старший дошкольный возраст – стремление выиграть, быть первым. Нравственные мотивы. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. Старший дошкольный возраст - осознание детьми нравственных норм и правил, понимание их общеобязательности, их действительного значения. Общественные мотивы желание сделать что - то для других людей, принести им пользу. Младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям, но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испыты ­ вали к ним симпатию, сочувствие.


1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает « открытия » сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. 2. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. 3. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми. 4. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком легким. Оно должно быть посильным. 5. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. 6. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его « рост », терпение, старание. 7. Оценивайте объективно возможности и способности каждого ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только с самим собой. Такой подход ориентирует ребенка на собственное совершенствование.


Во - первых – ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому - нибудь игровому персонажу. Во - вторых – для того, чтобы привлечь внимание детей к нуждам или заботам игрового персонажа, требуются специальные приемы. В - третьих – чтобы дети активно включились в работу, педагог объясняет: для спасения игрового персонажа необходим именно тот предмет, который … В - четвертых – не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они в мире игры.


Технология деятельностного подхода (структура занятий) Введение в игровую ситуацию Мотивация, актуализация знаний Постановка проблемы затруднения Выход из Применение нового знания на практике Систематизация знаний Рефлексия детской деятельности Используемая технология


1. Введение в игровую ситуацию (Ведущая деятельность дошкольника – игра. И мы будем играть) Создание игровой ситуации (игрового момента). Психологический настрой: приветствие, установление зрительного, тактильного контактов. 2.Мотивация, актуализация знаний, представлений Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). 3. Постановка проблемы. Затруднение в игровой ситуации. Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. (Дети фиксируют в речи, что дальше играть не получается, т.к. что-то невозможно сделать). 1. Введение в игровую ситуацию (Ведущая деятельность дошкольника – игра. И мы будем играть) Создание игровой ситуации (игрового момента). Психологический настрой: приветствие, установление зрительного, тактильного контактов. 2.Мотивация, актуализация знаний, представлений Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). 3. Постановка проблемы. Затруднение в игровой ситуации. Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. (Дети фиксируют в речи, что дальше играть не получается, т.к. что-то невозможно сделать).


Достань подарок (например, заранее приготовленные подарки находятся « под замками »; на оборотной стороне нарисованных замков – задания, которые надо выполнить); помоги герою; решение бытовых вопросов; путешествие (важно никого не « потерять », обращаем внимание на взаимопомощь); соревнование (только для 56- летних детей, зачет командный, обращаем внимание на взаимопомощь). Поиск выхода из затруднительной ситуации (Что будем делать? С помощью чего? Чего не хватает? Что надо сделать? Как будем делать?) Введение новой информации педагогом для решения проблемы. Педагог предлагает несколько видов деятельности, приемов, материалов для решения проблемной ситуации. Рассказывание, объяснение, подведение детей к разрешению ситуации. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений. (выполнение работы). Овладение способами действия, применение умений и навыков. Организация практической деятельности, оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки (индивидуально – дифференцированный подход). Организация взаимодействия в достижения результата.


Систематизация знаний. Как решали проблему? С помощью чего? Что нового узнали? Где это знание пригодится? 7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля. Проверка полученных результатов Исправление возможных ошибок Самопроверка (возможна с помощью взрослого), по образцу.




Игрушки или игровые персонажи: - должны соответствовать возрасту детей; - должны быть эстетичными, - должны быть безопасными для здоровья ребёнка, - должны иметь обучающую ценность, - должны быть реалистичными; - не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости. - игровых персонажей не должно быть много. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, « иметь свой характер ».






ИНТРАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬМЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это невыразимое, внутреннее присущее человеку, уникальное сочетание психических, биохимических отличий. Это внутренняя позиция человека. Это то сокровенное к чему мы не хотим допускать других людей. – это неповторимая психологическая атмосфера, которая создается вокруг человека в той или иной социальной группе, объективно существующая в субъективных оценках членов этой группы, отражается в их сознании и деятельности. Это тот психологический след, который оставляет человек после себя, та атмосфера, которую он создает своим присутствием. Метаиндивидуальность всегда имеет оценку, а человек ее вправе принять или нет.


Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром в предметно – развивающей среде МКДОУ (в соответствии с задачами ФГОС)

Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Как сделать так, чтобы присоединились все дети? Что может помочь? (игровая мотивация). Что такое игровая мотивация?

Игра - Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии

Начало Образовательной деятельности . Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Как сделать так, чтобы присоединились все дети? Что может помочь? (игровая мотивация). Что такое игровая мотивация?

Игра - Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах

Младший дошкольный возраст.

1. Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.

2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.

3. Вы исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации и говорите, что умеете делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.

4. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек.

5. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.

6. По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своим подопечным, используя при желании полученный продукт.

Средний возраст .

В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации.

Первый тип как для предыдущей возрастной группы.

Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течение 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).

В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется.

Кроме того, помочь данной проблеме могут проблемные ситуации.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей , при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:

1) сам формулирует проблему (задачу);

2) сам находит ее решение;

3) решает

4) самоконтролирует правильность этого решения.

Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.

Партнерская форма непосредственно образовательной деятельности требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, осуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования.

Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.

Партнер – взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, над ними).

От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», - во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за партами, а взрослого – за письменным столом, как на школьном уроке.

Непосредственно образовательная деятельность в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми вовсе не означает хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей.

Дети включаются в непосредственно образовательную деятельность из интереса к предложению взрослого, из стремления быть вместе со сверстниками. Постепенно у них возникает привычка к дневному и недельному ритму «рабочей» деятельности.

Переход к такой форме непосредственно образовательной деятельности часто бывает осложнен тревожность воспитателя по поводу добровольного (без дисциплинарных) участия детей: «А вдруг они не захотят заниматься?»

В группе из 20 – 24 человек всегда найдутся 2-3 дошкольника, крайне редко принимающих участие в непосредственно образовательной деятельности. Это гиперактивные дети, которые с трудом концентрируются на любой деятельности. Предпочитая свободную двигательную активность, или дети с гипертрофированными игровыми интересами; те и другие требуют кропотливой индивидуальной работы с ними.

Надо лишь сразу договориться с детьми об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это вместе с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим».

Если воспитатель правильно подбирает содержание для занятий с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединиться к нему детей просто не возникает.

В заключении сформулируем существенные характеристики организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:

1. Включенность взрослого в деятельность наравне с детьми.

2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения).

3. Свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности.

4. Открытый конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Однако в свете ценностных ориентаций современного общества и требований школы, которые полагают на выходе из дошкольного возраста первоначальное овладение знаковыми формами мышления и такими их средствами, как чтение, арифметический счет, для детей седьмого года жизни возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели.

Такой социальный заказ вынуждает включить в образовательный процесс еще одну составляющую – специально организованное обучение в форме «учебных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя – регламентатора содержания и формы детской активности.

Позиция учителя становится возможной в результате усложнения и дифференциации партнерских отношений между взрослым и ребенком и может вводится лишь на фоне уже упрочившейся тенденции детей к проявлению инициативы в разных сферах деятельности (слишком ранний переход взрослого к учительской позиции и регламентированным учебным занятиям может резко затормозить развитие дошкольников).


Папина дочка

К щетине прильнула нежная щечка,
А в маленьких ручках - сердце большое.
Не просто малышка - папина дочка,
Друг другу все скажут без слов эти двое.

Любовь безусловная - счастье земное,
Она славный скульптор, ваяет так тонко.
Все черточки лучшие в крохе раскроет.
Волшебник отец? Просто верит в ребенка!

Дуэт их звучит то тихонько, то громко,
И так же восторгом глазенки сияют.
Вот разве не счастье - отец и девчонка?
Папули поддержат, они точно знают.

Приятно прогнать арифметику вон:
Один плюс один... Нет, не два - миллион!

С сайта:

Почему снежок идет?

Почему на речке лед?

Это к нам зима пришла -

Много снега намела.

Почему у нас в гостях

Елка в ярких огоньках?

Потому что к нам идет

Зимний праздник - Новый год!

Вот зима пришла

серебристая,

Белым снегом замела

поле чистое.

Днем с детьми на коньках

все катается,

Ночью в снежных огоньках

рассыпается...

В окнах пишет узор

льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор

со свежей елочкой.

Елка

Блестят на елке бусы,

Хлопушки и звезда.

Мы любим нашу елку -

Да, да, да!

Снегурочка в белой шубке

Приходит к нам всегда.

Мы с ней поем и пляшем -

Да, да, да!

И Дед Мороз веселый,

Седая борода,

Приносит нам подарки -

Да, да, да!

Наша елка

Наша елка велика,

Наша елка высока.

Выше папы, выше мамы –

Достает до потолка.

Как блестит ее наряд,

Как фонарики горят,

Наша елка с Новым годом

Поздравляет всех ребят.

Будем весело плясать,

Будем песни распевать,

Чтобы елка захотела

В гости к нам прийти опять!

Звонким смехом, доброй сказкой
Начался сегодня день –
Все надели дружно маски,
Танцевать и петь – не лень! Этот праздник – самый яркий!
Он бывает лишь зимой.
Дед Мороз несёт подарки,
С Новым годом, садик мой!

Красивые снежинки

Красивые снежинки
Спускаются с небес.
И лес, как на картинке,
Исполненный чудес.
По лесу новогоднему,
За ворот пряча нос,
Везет подарки сладкие
Мне Дедушка Мороз!

Как красива наша ёлка,
Хоть и не росла в лесу,
Хоть не видела ни волка,
Ни медведя, ни лису!
Мы развесим звёзды, шишки,
Бусы, сладости, шары,
В гости к нам придут детишки для веселья и игры.
Огоньки засветим ярко.
Скоро Дед Мороз придёт,
Принесёт мешок подарков,
и наступит Новый Год!

Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.

Не растут на елке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.

Эти флаги и шары
Выросли сегодня
Для российской детворы
В праздник новогодний.

В городах страны моей,
В селах и поселках
Столько выросло огней
На веселых елках!

Бабушке

Я бабушке сегодня подарю цветы,
Открытку, на которой веселые коты.
И обниму покрепче, и тихо улыбнусь –
Я быть твоим подарком в день праздничный берусь.
Ты лучшая, красивая и очень молодая,
Любимая, хорошая, тебя я обожаю.

Пожелания бабушке

Бабушка любимая,
Самая красивая!
Руки золотые,
Глазки молодые.

Будь всегда счастливой,
Мудрой и красивой.
С праздником, родная!
Снова поздравляю!

Моя мама

Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету:
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы – нету!

Мамочку поздравим


Я поздравить мамочку
С праздником хочу
Сделаю для мамы
Всё, что захочу
Уберу свой столик,
Вымою игрушки,
Постелю кроватку
Куколке-подружке
Вместе с куклой Ниной
Испечём печенье
Хоть из пластилина,
Но ведь угощенье.
Наш подарок маме
Мы на стол поставим
Вместе с куклой Ниной
Мамочку поздравим.

Cнег весь сошёл,
Запели птицы.
Погода стала веселей.
8-е марта в дверь стучится,
Что с папой делать нам теперь?

Квартиру уберём всю сами,
Украсим мы её цветами
И приготовим праздничный обед.
Мы с тортом чай на стол поставим,
Разбудим маму мы словами
"Тебя на свете лучше нет!"


Мотивация игры младшего дошкольника является выражением потребности в активной деятельности. Игра — это основное занятие ребенка младшего дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на развитие образного мышления, формирует способность продумывать план своих действий и выбирать линию поведения. Игровая мотивация определяет основные психологические механизмы ребенка 2-4 лет.

Развитие игровой мотивации у дошкольников

Самые важные аспекты психики личности развиваются в игре. Именно благодаря ей, в сознании выделяются главные этические принципы, а также происходит формирование познавательной активности у дошкольников. Главное стремление любого малыша — стать таким, как взрослый человек. В раннем детстве ребенок еще не способен полноценно руководить своими желаниями. Это его желания руководят им. Данная особенность дает родителям и педагогам многообразные возможности мотивировать, направлять его увлечения и стремления.

Развитие мотивации у дошкольников не должно быть этапом, предшествующим обучению. Эти два процесса должны происходить параллельно. Учебную деятельность в раннем возрасте необходимо организовать так, чтобы она была разнообразной, увлекательной, а также давала возможность фантазировать.

Характеристика формирования мотивации

Развитие мотивационной сферы дошкольника — задача не только сотрудников учебных заведений. Значительную часть работы должны выполнить родители. Ребенку в кругу семьи нужно обеспечить положительный опыт раннего обучения — развивающие занятия, способствующие подготовке к школе.

Ведущим способом формирования мотивации и способностей в процессе обучения отечественные педагоги и психологи считают дидактические игры. По содержанию игры дошкольников отличаются от игр детей старшего возраста. Они связаны с некоторой ограниченностью жизненного опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Дети не способны представить весь ход игры до ее начала, они не понимают логическую последовательность действий. Их поведение выглядит несколько беспорядочным, они быстро переключают внимание, увлекаются посторонними предметами.

Обязательны проблемные и творческие задания. Маленькие дети нередко повторяют в игре действия, которые показали им взрослые. Задания должны помогать решать жизненные задачи, учиться соревноваться, выполнять бытовые функции. Уровень сложности желательно подбирать отдельно для каждого малыша.

Игровая мотивация в самостоятельной деятельности дошкольников опирается на комплекс правил. Действие должно быть организованным, между участниками необходима договоренность о правилах. Если деятельность носит соревновательный характер, необходимо заранее определить критерии выбора победителя. Правила не ставят рамок, напротив, они дают основу, которая позволяет дошкольнику учиться саморегуляции, контролировать свое поведение. Правила показывают малышам, как воплощается справедливость.

Подготовка младших дошкольников к школе

Дошкольное детство — это главный период становления ребенка, развития его навыков и способностей. В это время нужно учить малыша любить себя, своих друзей и родных, быть дружелюбным и добрым, с уважением относиться к окружающим. Кроме того, ребенок должен сохранить врожденную жажду знаний. Если он в первые 3-4 года жизни научится усваивать новую информацию, концентрироваться, анализировать и делать выводы, то его готовность к школе можно будет считать удовлетворительной.

Игра — это не только радость и развлечение. С ее помощью можно развивать память, мышление, внимание, воображение и другие качества, которые необходимы для учебы в школе. Играя, дети приобретают новые знания, даже не догадываясь об этом. Психологи называют игры школой жизни. Они облегчают процесс формирования представлений об окружающем мире и усвоения информации.

Основными аспектами подготовки ребенка к успешному обучению в школе являются психологическая, эмоциональная и интеллектуальная готовность. Игра — активная форма обучения. В ней одновременно работают 2 направления: познавательное и занимательное. Познавательную мотивацию дошкольников превосходно развивают ролевые игры. Это незаменимый инструмент для полноценного развития ребенка.

В ходе игр с занимательным материалом дошкольники овладевают умением самостоятельно вести поиск решения задачи. Педагог вооружает детей только схемой и основами анализа проблемы. Такие игры активно способствуют развитию сообразительности, конструкторских способностей, логики, пространственного воображения. Мотивационная сфера дошкольника чрезвычайно гибка, ее можно легко корректировать с помощью интересных упражнений. Похвала старших за успехи — награда, ради которой дети охотно согласятся попробовать новые занятия.

Игры должны охватывать все сферы. Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возраста не менее важно, чем работа над их эмоциональным или интеллектуальным развитием. В последнее время требования, которые предъявляют школы к учащимся младших классов, возросли. Без сильной мотивации ребенок не сможет справиться ни со стандартной программой обучения, ни с альтернативной. Поэтому только всесторонняя подготовка может сделать будущего ученика конкурентоспособным.

Систематичность занятий оказывает большое влияние на развитие мотивационной сферы дошкольника. Если родители и педагоги по тем или иным причинам не могут регулярно проводить занятия с ребенком, он утрачивает способность решать сложные задачи, поскольку его аналитические навыки лишаются постоянной практики.

Формирование мотивации с помощью игровых занятий

С помощью игр можно высоко развить мотивационную готовность к школе у дошкольников. Мотивация представляет собой движущую силу, которая придает смысл и направление активной деятельности. Подавляющее большинство детей хорошо откликается на 4 основных вида игровой мотивации:

  1. Игрушке нужна помощь. Педагог рассказывает об игрушке, которой требуется друг. Дети обычно охотно спешат помочь сказочному персонажу, который попал в беду. Такая ситуация вовлекает их в решение интеллектуальной задачи: они ищут выход из ситуации. Если у куклы сломался домик, ребенок строит новый дом. Если у медведя болит живот, малыш пытается его вылечить. Подобная игра учит помогать, заботиться, защищать.
  2. Взрослому нужна помощь. Воспитатель говорит, что собирается что-то сделать, однако одному ему будет трудно справиться с этим делом. Дети любят делать что-то вместе со старшими, им приятно помогать и получать одобрение. Нравственное воспитание в таких заданиях должно соответствовать возрасту, не следует заставлять его оказывать помощь взрослому.
  3. Научи взрослого. Педагог просит ребенка научить его что-то делать. Малышам нравится чувствовать себя умелыми и знающими, поэтому формирование мотивации происходит естественным образом.
  4. Сделай предмет для себя. Стремление трудиться развивается уже в 1-2 года, а в 3-4 года дети напрямую связывают отношение взрослых к ним со своими достижениями. Им нравится демонстрировать результат собственного труда. Если предмет, который педагог предложит сделать, заинтересует ребенка, малыш охотно начнет искать пути решения поставленной задачи.

Мотивация у детей дошкольного возраста должна носить комплексный характер, иначе она не будет эффективной. Каждый ребенок нуждается в стимулирующей обстановке и уверенности в себе. Результаты диагностических тестов, которые проводит каждая школа, показывают, что в последние годы интерес к обучению у большинства детей снизился. Неполноценная мотивация дошкольников к обучению приводит к возникновению ряда проблем. Дети теряют самоуважение, не могут построить межличностные отношения со сверстниками, не справляются с заданиями учителей.

Материал к семинару для педагогов

По теме «Приемы побуждения детей к самостоятельной деятельности»

Подготовила педагог-психолог

Шлякина С.Ю.

Цель: Активизировать знания воспитателей оприемах побуждения детей- дошкольников к самостоятельной деятельности.

Психолог: Самостоятельная деятельность – это деятельность, которая выполняется без участия взрослого, но по его заданию в определенное время. Самостоятельная деятельность требует от детей наличие знаний, умений и навыков, самоконтроля и самооценки, а так же развитие разных видов деятельности: предметной, игровой, учебной.

Структура самостоятельной деятельности: Мотив – Действие – Результат.

Структура деятельности педагога по формированию самостоятельной деятельности может быть представлена как: Методы и приемы мотивации - Создание условий предметной среды – Анализ результатов.

Что такое мотивация? (ответы воспитателей)

Мотив – основное условие самостоятельной деятельности. Мотивы – это сложное образование, развиваются на протяжении всего дошкольного детства. Существуют следующие виды мотивов:

Эмоциональные мотивы

Игровые мотивы

Познавательные мотивы

Социальные

Волевые.

Эмоциональные мотивы – играют важную роль, т.к. определяют успешность в любой деятельности. Педагог должен ориентироваться на эмоциональный фон ребенка. Важный фактор – создание благоприятного психологического климата в группе, обращение к ребенку по имени, опора на похвалу, одобрение, ласковый тон, одобряющие прикосновения и т.д.

Игровые мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и связаны с интересом ребенка к самому процессу игры.. Так как игра является ведущим видом деятельности, игровые приемы очень важное условие мотивации.

Познавательные мотивы – появляются в процессе обучения. Познавательная деятельность дошкольника связана с наглядно-действенным и наглядно-образным способам познания, поэтому используем картинки, ребусы, карточки и т.д.

Социальные мотивы – осознанное побуждение к деятельности путем достижения успеха, сотрудничества с другими детьми.

Волевые мотивы выражаются в умении самоорганизовывать себя, целеустремленности, произвольности.

Развитие самостоятельной игровой деятельности детей зависит от умелого, гибкого руководства педагога, которое включает:

Расширение знаний детей об окружающем мире

Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель выполняет главную роль

Помощь в распределение ролей, лидирующих позиций

Разыгрывание воображаемой ситуации

Методы и приемы мотивации

«Удивляй» - вызывай интерес. Занятие должно начинаться необычно:

Приветствие

Сюрприз

Стихи, загадки

Эксперимент

Внесение кукольного персонажа

«Разминка» - активное включение каждого ребенка в работу:

Постановка правил поведения от лица персонажа

Создание воображаемой ситуации

Прием параллельной игры

Использование сюжета: два шофера, два врача

Самостоятельная игровая деятельность детей

Использование косвенных приемов руководства игровой деятельностью, которые не мешают ребенку самостоятельно играть

Постановка ребенка в позицию взрослого (лидера), что способствуют развитию самостоятельности у детей

Создание условий предметно-пространственной среды

- создание игровой среды в соответствии с возрастными особенностями

Обновление игровых зон

Изменения игровой среды

Педагогу необходимо не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности

Обозначение игровых зон

Схемы и модули для самостоятельной деятельности

Анализ результатов

Любая деятельность должна быть оценена.

Поощрение, похвала

Обращение внимания на позитивные моменты

Рефлексия: «Что понравилось?»

Рефлексия настроения: «Какое у вас сейчас настроение?»

Особенности мотивации игровой деятельности ребенка дошкольного возраста. Потребность в деятельности как своеобразный компонент мотивации наиболее ярко проявляется в таком виде деятельности как игровая.

Игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста, оказывая влияние на развитие наглядно-образного мышления ребенка, формирования внутреннего плана действий и произвольности поведения и деятельности и определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований дошкольного возраста 29, c. 54 . Игра содержит в себе все тенденции развития она источник развития и создаёт зоны ближайшего развития за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего типа, указывал Л.С.Выготский 14 с.15 . Современные исследования игровой деятельности дошкольника подтвердили правильность идей Л.С.Выготского. было установлено, что важнейшие стороны психики, в частности формирование личности ребёнка, развивается преимущественно в игре. Благодаря ей в сознании дошкольника выделяются и осмысливаются социально принятые этические нормы поведения, формируется основной движущий мотив личностного развития-быть как взрослый.

Основные новообразования развития мотивационно-потребностной сферы определяются эмоционально-действенной ориентировкой ребёнка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности, выделение основных функций социальной деятельности.

Результатом такой ориентировки является формирование у ребёнка новых по содержанию социальных мотивов, важнейшими из которых являются стремление к социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, и мотив должен занять новую социальную позицию 7, с. 89 . Происходит изменение психологической формы мотивов, отражающих общую тенденцию развития сознания от досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний к мотивам, имеющим форму обобщённого намерения, стоящим на грани сознательных 69 , с. 277 . В игре формируется первичное соподчинение мотивов, формируются волевые мотивы Л.С.Выготский 14 . Л.С.Выготский считал, что сознательный выбор возможен лишь в случае оперирования смыслами, отрыва от наглядной ситуации собственного выполнения действия.

Игра, обеспечивающая отрыв смысла от действия, создаёт определённые условия для начала иерархизации мотивов.

Игра воздействует на поведение дошкольника, в ней создаются оптимальные условия для овладения ребёнком произвольными формами поведения.

Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений 19 , с. 101 . Произвольность поведения, истоки которой лежат в овладении ребёнком произвольными движениями в процессе элементарных игр, продолжает эффективно формироваться в сюжетно-ролевых играх.

Магия роли, психологический механизм которой, несомненно, связан с особой мотивацией деятельности, перестраивает поведение ребёнка, он начинает контролировать себя. Следуя роли-образцу, ребёнок подавляет сиюминутные побуждения и желания, подчиняется эталону поведения, который диктуется ролью. На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности.

Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец 14, 69, 20 . Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками сверстниками в классе на ковре. Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребёнка, в ходе его общения с окружающими людьми. Как деятельность сюжетно-ролевая игра представляет собой сложное образование, состоящее исследующих структурных компонентов целевого, потребностно-мотивационного, содержательного, операционного, результативного.

Сюжетно-ролевая игра протекает как осмысленная, целенаправленная деятельность в ходе которой ребёнок ставит и реализует значимую для себя цель приготовить обед кукле-дочке, вылечить мишку и т. п При этом цели не являются постоянными, и по мере роста и развития ребёнка они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более глубоко мотивированными.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребёнком определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др одно из основных средств реализации сюжета, составляющее операционную сторону игры. Сюжеты игр разнообразны.

Условно их делят на бытовые игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей игры в больницу, магазин, животноводческую ферму, общественные игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полёт на Луну. Содержание игры, отмечает Д.Б.Эльконин, 69 - это то, чтовоспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Поэтому и содержание игр отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом покормил мишку-уложил спать снова покормил-и снова уложил спать. А.П.Усова 64 охарактеризовала такие игры как игры-действия. Причём интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребёнка. Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались не накормленными.

Однако на границе третьего и четвёртого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, вкючая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов. На четвёртом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий.

У дошкольников складывается интерес к определённым сюжетам, в которые они играли и раньше в семью, больницу, строителей, транспорт и др Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то своё, индивидуальное. Например, Серёжа, папа которого капитан речного парахода, предлагает воспитательнице покатать детей по Москва-реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту.

В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо освоены ребёнком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыш, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед едва поднеся ко рту ложку. Иногда дети ограничиваются символическими действиями матрос плавает по комнате, которая стала как будто море. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появлыются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические расширилась сфера отображения труда взрослых обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др В старшем и дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций помимо условных и символических действий положил голову на ладошку - уснул дети активно используют речевые комментарии Все как будто поспали - и сразу идём в зал на праздник! Давайте так мы уже прилетели в Африку Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий.

Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развёртывания содержания игры. Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям - усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого - постепенный переход от развёрнутой игровой ситуации к свёрнутой, обобщение изображаемого в игре использование условных и символических действий, словесных замещений. Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний, интересам, чувствам ребёнка, его личному опыту.

Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребёнка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребёнком из окружаюей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

Подчинение ребёнка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнёров по игре С капитаном нельзя спорить! или Капитаны громко приказывают, а ты просишь матроса помыть палубу! Таким образом, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать.

Исходя из этого образца, ребёнок оценивает поведение участников игры, а затем и своё собственное. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребёнка от взрослого. Одновременно у дошкольника растёт стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, играя, малыш начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого укладывает куклу спать, как мама, хотя и не называет себя именем взрослого.

Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и ещё один признак ребёнок озвучивает игрушку, говоря от её лица. На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями я - мама, я - шофёр, я - врач. Взятая роль придаёт определённую направленность, смысл действиям с предметами мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для приготовления обеда, купания ребёнка врач подбирает для лечениякарандаш - градусник, рвёт бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство и т. п. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определённой атрибутики у мамы - набор предметов быта, у врача - медицинские инструменты, лекарства, у шофёра - транспортное средство.

Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы ложка, тазик для купания куклы, а также предметы-заместители карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем. Ролевое взаимодействие осуществляется посредством предметно-игровых действий врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п. В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности у ребёнка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4- 5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребёнок охотно берёт на себя те роли, отношения в которых ему понятны воспитательница заботится о детях, капитан ведёт корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно. Ребёнок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.

В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия.

Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры - процесс довольно эмоциональный.

Помощь взрослого необходима. В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребёнок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие.

Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребёнка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребёнок принимает во внимание нестолько внешнюю логику, последовательность действий есть свободная полоса на аэродроме, значит, самолёт может приземлиться сколько смыслов социальных отношений полоса свободная, но надо запросить диспетчера, чтобы не случилось аварии. Основным результатом игры ребёнка является удовлетворённость, радость и удовольствие, полученные от самого процесса игры. Наряду с этим существует и второй, скрытый от ребёнка результат - это обогащение и закрепление представлений детей о жизни, деятельности и отношениях людей, а также формирующиеся товарищеские отношения между детьми, система личностных качеств разнообразные познавательные интересы и умственные способности.

Игра с правилами, так же как и сюжетная игра, является элементом детской субкультуры, принадлежностью детской жизни от дошкольного возраста до подросткового.

Рассматривая игру с правилами как социокультурный феномен, один из видов традиционных игр т. е. игр, передаваемых из поколения в поколение, исследователи прежде всего отмечают свойственную ей стабильность формы, сохранение базовой структуры при разнообразии вариантов И.Ивич, 1987 H.Schwartzman, 1978 Play and Culture, 1987 21, 72, 73 По Х.Шварцман 72 , игра с правилами относится к разряду активностей, доставляющих удовольствие, т.е. имеет характеристику, объединяющую её с другими видами игр и развлечений.

Вместе с тем игре с правилами присущ комплекс отличительных признаков. К ним относятся организованная структура, состязание наличие двух или более соревнующихся сторон, критерии для определения победителя выигравшего, договор соглашение относительно правил.

Все эти признаки выступают в определении Х. Шварцман 72 как рядоположеные, без какой иерархизации. Предлагается и более общий критерий для ограничения игры с правилами от других видов активности наличие формализованных правил. К примеру, И. Ивич 1987 21 , разрабатывая международный проект по сбору и сохранению традиционных игр, подчеркивает, что игра с правилами характеризуется наличием четкой системы правил, которой подчиняется поведение игроков.

Правила носят безличный, договорной или обстоятельный характер для всех участников. Это не исключает различных вариантов игр и модификаций правил, но, как только участники договорились о правилах и варианте игры, они обязаны и соблюдать И. Ивич, 1987. С.145 21 . По-видимому, если сгруппировать все указываемые исследованиями признаки, игра с правилами наиболее полно может быть определена через две специфические составляющие формализированные, конвенционные безличные, договорные, обязательные для всех правила и состоятельные отношения с установлением первенства выигрыша одной из сторон.

Разработаны различные классификации игр с правилами. Наиболее общую четкую классификацию по степени и характеру требуемых игрой умений и способностей приводит Х. Шварцман 72 1 игры, основанные на ловкости физической компетенции 2 стратегические игры требующие умственной компетенции играющего. При этом Х. Шварцман 72 указывает, что в культуре достаточно редко обнаруживаются эти чистые типы, чаще в конкретной игре смешиваются их элементы, хотя какой-то может быть преобладающим.

Детские игры могут быть различены по разным основаниям 1. по их специфическим характеристикам - на сюжетные игры и игры с правилами а последние, могут рассматриваться в рамках более детальных классификаций 2. по форме их организации и мере регламентации взрослым с целью решения воспитательно-образовательных задач - на самостоятельную игровую деятельность детей и дидактическую игру со специально вносимым педагогом содержанием. Сюжетные игры и игры с правилами различаются типом отношений и характером сочетания интересов играющих.

В сюжетной игре если она протекает как совместная это отношения дополнительности, сопричастности смыслу действий партнера в каждом очередном шаге игры или же просто независимые действия каждого. В игре с правилами это отношения состязания, связанные с установлением первенства в чем-либо одного из играющих. В качестве центральной характеристики можно выделить результат игры - выигрыш. По существу, в нем как в фокусе собираются, с одной стороны, совместность и состязательность выиграть можно только у других, с другой стороны, совместной и состязательность выиграть можно только у других, с другой стороны, безличное, обязательное письмо и цикличный характер деятельности правила уравнивают всех играющих, возобновление циклов открывает для всех перспективу успеха. Именно выигрыш придает этой деятельности игровой характер своей непредсказуемостью, неожиданностью. Наличие выигрыша отличает игру с правилами от простого упражнения, действий с дидактическим материалом хотя здесь есть и общие черты - получение заранее определенного конечного результата, наличие правил действия с материалом. Рассмотрим общую схему процесса развертывания игры с правилами.

Первоначально играющие должны занять равные исходные позиции.

Это значит справедливо с равной для всех возможностью распределить функциональные места в игре функции с преимущественной активностью, если такие предполагаются, порядок вступления в игру участников и т.п Затем должен быть развернут игровой цикл реализованы конкретные действия, предполагаемые игрой, который завершается определением выигравшего.

Далее, для повторения игрового цикла должны быть вновь определенны исходные позиции играющих. Все эти моменты предполагают использование правил трех видов. Первые - нормативные правила или нормативные способы регуляции совместной деятельности, реализующие моральный принцип справедливости, второй - собственно игровые правила конкретные предписания, определяющие действия участников в каждой игре и, наконец, критерий или правила установления выигрыша - определение победителя, которые позволяют зафиксировать первенство одного из играющих кто раньше всех, тот выигрывает, кто больше всех, тот выигрывает и т.п Участники игры должны освоить все эти типы правил для того, чтобы развернуть процесс совместной деятельности. Как принято считать, игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного, умственного развития детей, осуществляющегося за счет содержания, материала, на котором развертывается каждая конкретная игра. Однако, специфическое развивающее значение игры с правилами связано прежде всего с ее специфическими характеристиками.

Особенно важна игра с правилами для развития у детей нормативной регуляции поведения именно нормативной регуляции, а не просто произвольного действия. В игре с правилами как кооперативной деятельности, требующей соблюдения правила нормы, обязательного для всех участников, возникает необходимость во взаимной нормативной регуляции контроле за выполнением правил - важной составляющей морально - нравственного развития ребенка С. Г. Якобсон, 1984 Е. В. Субботинский, 1983 J. Piaget, 1932 и др. 70, 59, 71 В этом виде игры создаются условия и необходимость для освоения и актуализации детьми в самостоятельной деятельности нормативных способов реализации морального принципа справедливости.

Общая структура игры с правилами способствует возникновению состязательных отношений между детьми, развитию стремления к успеху в достижении определенного результата сопоставлению своих достижений с результатами сверстников, причем, это сопоставление, выделение себя среди других осуществляется ребенком самостоятельно в соответствии с доступными ему критериями. Важным являются также приобретаемый ребенком опыт переживания временной неудачи, пока еще социально не значимой, безобидной деятельности, как игра. На значение опыта переживания своего неуспеха, принятия для более устойчивых, упорядоченных реакций ребенка на фрустирующие реакции в дальнейшим указывает на ряд исследователей см. Play and Culture, 1987 73 . Кроме того, игра с правилами, как и другие виды совместной детской деятельности, оказывают существенное влияние на овладение ребенком различными типичными формами взаимодействия одновременные и последовательно - поочередные действия с другими, обмен функционально - распределенными действиями внутри группы и между командами и т.п а также на развитие способности к договору, предварительному согласованию предстоящих действий.

Мы посчитали необходимым дать обзор вопросов, связанных с развитием сюжетно - ролевой игры с правилами у нормально развивающихся детей, поскольку это даст возможность глубже понять особенности формирования мотивации игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью, так как формирование происходит с ориентировкой на развитие мотивации игровой деятельности в норме.

Глава II Анализ результатов экспериментальных исследований мотивации игровой деятельности. 2.3 Методы исследования.2.3.1. Эксперимент Волшебная комната 2.3.2. Методика Выбор игры. 2.3.3. Наблюдение в ходе игровой деятельности. 2.3.1. Эксперимент Волшебная комната. Цель Исследование взаимоотношений детей 5-7 лет. 1. Выявление особенностей общения детей в процессе игровой деятельности. 2. Позволяет построить гипотезу о возможных причинах популярности ребёнка. 3. Позволяет получить уточняющую информацию о эмоционально-личностных предпочтениях ребёнка Инструкция Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры, все игрушки, какие только есть на белом свете.

Ты можешь прийти в эту комнату и делать в ней всё, что захочешь.

Но есть два условия ты должен пойти туда не один, возьми с собой двоих, кого ты захочешь.

И ещё, всё, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам. Вопросы 1. Кого ты с собой возьмёшь? Нужно уточнить, что это за дети, и какого они возраста. 2. Вот теперь вы пришли в волшебную комнату.

Что ты предложишь там делать? Во что и как играть. 3. Хорошо, все поиграли.

А потом дети сказали, что им это надоело, и они не будут больше играть. Что ты дальше предложишь? 4. Какие игры ты ещё можешь предложить? 5. Ты предложил, а ребята не хотят так играть.

Что ты будешь делать? Интерпретация Инициатива и позиция в общении 1. Ребёнок легко вносит разнообразные, чёткие по замыслу предложения по совместной игре. Интерпретация В реальном игровом взаимодействии ребёнок будет также инициативен. Он принимает на себя главные роли в игре и занимает ведущую, доминирующую позицию в общении. Доминирование может быть положительным и отрицательным. При положительном - ребёнок доброжелательно, конструктивно решает возникающие конфликты, учитывая мнение и желания других.

При отрицательном - авторитарность, стремление достичь цели любым способом. 2. Если ребёнок предлагает 1-2 варианта игры, не всегда представляет себе её ход и затрудняется распределить роли. Интерпретация В реальной игре эти дети менее активны, они лишь поддерживают её. Вносят предложения и уточнения, связанные с принятой ими ролью. Они выбирают для себя средние по значимости роли. Занимают подчинительную позицию в общении. Не пользуются большой популярностью, но и не оказываются в изоляции. 3.Дети, которые отказываются от проявления инициативы.

В лучшем случае предлагают один вариант игры и не могут рассказать о её замысле. Интерпретация В реальной игре выступают пассивными участниками. Им достаются второстепенные и малопривлекательные роли. Занимают подчинительную позицию в общении. Развитие игровых навыков. 1. Ребёнок может предложить несколько вариантов сюжетно-ролевой игры, игр - драматизации или игр с правилами. Может рассказать о ходе игры, её правилах, распределить роли. Интерпретация Высокий уровень игровых навыков. 2. Ребёнок может предложить один вариант сюжетно-ролевой игры или игры с правилами, либо только настольно-печатные.

Интерпретация Средний уровень развития игровых навыков. Предлагались игры разного вида сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, дидактические, настольно-печатные и др Каждый ребёнок выбирал 3 раза. Инструкция 1. Вопросы Я предложу несколько игр, а ты выбери одну из них, в которую бы ты хотел сейчас поиграть. 2. Давай вместе с детьми поиграем. 1. Почему ты выбрал эту игру? 2. Во что ты будешь играть со мной потом? 3. С кем из детей ты хочешь поиграть? Почему? Оценка Анализ качественный и результаты фиксировались.

Наблюдение в ходе игровой деятельности. Цель Наблюдение за особенностями игровой деятельности во время проведения эксперимента и методики. В ситуации обследования ребёнку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребёнок подходит к игрушкам.

Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий. Оценивается - проявление интереса к игрушкам эмоциональные реакции и высказывания, просьбы - выбор игрушек отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью набрать игрушек побольше, безотносительно к их назначению - стойкость интереса к игрушке долго ли занимается одной игрушкой, организует ли с ней действия - адекватность использования игрушек соответствие использования предмета его назначению. Неадекватное использование рвут, ломают, облизывают, сосут, пытаются взять в рот нелепые действия с предметами - действия, не диктуемые логикой игры или качеством предмета - возможность организации и уровень самостоятельной игры манипуляция, процессуальная игра, игра с элементами сюжета - характер игры однообразный или нет, наличие творчества - поведение во время игровой деятельности эмоциональные реакции, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого. Исследование интересов ребёнка, его потребностей проводится параллельно с изучением игры. Результаты фиксировались в таблице. 2.2

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Слишком много есть в каждом из нас Неизвестных, играющих сил А. А. Блок Актуальность проблемы мотивации. Проблема мотивации в качестве важнейшего структурного элемента в системе.. Ее исследование имеет важное значение, как для теории психологии, так и для общественной практики.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: