Державина. Стихотворение «Памятник» (1795 год)



Урок 5. Гавриил Романович Державин - поэт-философ. «Властителям и судиям», «Памятник»
Сегодня на уроке Вы изучите тему: «Гавриил Романович Державин - поэт-философ. «Властителям и судиям», «Памятник».
1. Жизнь Гавриила Державина.
2. Анализ стихотворения «Властителям и судиям».
3. Анализ стихотворения «Памятник».
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать и постараться ответить на вопрос: Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также вспомнить: что такое ода? Какие произведения этого жанра вы помните?
На этом уроке
Вам предстоит узнать о жизни Гавриила Державина и его стихотворениях «Властителям и судиям» и «Памятник».
Вы научитесь определять родо-жанровую специфику художественного произведения, выявлять особенности языка и стиля произведения, проблему.
Вы сможете усовершенствовать навыки смыслового и эстетического анализа текста.
Словарь:
Ода - торжественное стихотворение, прославляющее какое-либо историческое событие или героя.
Сатира - высмеивание общественного явления или лица; способ художественного воспроизведения действительности, показывающий ее как нечто превратное.
Основное содержание урока
Гавриил Романович Державин родился в 1743 году в небогатой дворянской семье. Получив не самое лучшее домашнее образование, обучался в казанской гимназии, но не окончил ее. Служил солдатом в Преображенском полку. Молодой воин ждал повышения целых десять лет, и наконец был произведен в прапорщики. В 1774 году он служил в войсках, действовавших против Емельяна Пугачева, затем был переведен в Петербург на государственную службу.
Первые произведения, которые принесли известность Державину, появились в 1779 году: «На рождение в Севере порфирородного отрока», «На смерть князя Мещерского», «Ключ». Под конец жизни Гавриил Романович полностью посвятил себя литературной деятельности.
«В 1779 году был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная... лепными барельефами... между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала и генерал-прокурор князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. И подлинно, с тех пор стали отчасу более прикрывать правду в правительстве».
Это воспоминание Державина как нельзя лучше говорит о том, что побуждало его писать стихотворения, подобные оде «Властителям и судиям». В ней царит обличительный пафос, поэт гневно осуждает пороки сильных мира сего, слышит молитвы обездоленных и угнетенных и предвещает Божью кару их обидчикам. Стихотворение Державина является переложением 81 библейского псалма царя Давида.
«Псалом 81» Г. Державин
«Властителям и судиям»
1Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
2доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
3Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
4избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
5Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
Не внемлют! видят - и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
6Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
7но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
8Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы. Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Мы видим, что в псалме автор обращается к небесным богам. Державин же в своих обращениях под нечестивыми богами подразумевает земных властителей, которых судит «всевышний Бог».
Стихотворению свойственны «высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. Обратите внимание на нарастающее к концу стихотворения количество восклицательных знаков. «Гневная ода» - так Державин определил жанр этого стихотворения. Возмущение при виде несправедливости, невозможность примириться с нарушениями законов - основные темы этой оды. В глазах Державина власть земных «властителей» незаконна, ведь все подчинены «Всевышнему Богу» и равны в своей беспомощности перед неминуемой смертью. Державин наставляет правителей - это было свойственно эпохе Просвещения, когда писатели считали главным своим долгом поучать тех, кто стоял у власти.
Поэт почти угрожает властителям: «И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!» Смерть - один из важнейших философских мотивов в творчестве Державина. Философские мотивы у него не выстроены в конкретную систему, а возникают спонтанно из логики образа. К «философии повседневности» можно отнести мотивы стихотворений, в которых говорится о стремлении к духовному равновесию и добродетели, следовании правилу «золотой середины», сочетании поэтических и прозаических радостей жизни. Во всем этом Державин видел подлинные жизненные ценности. Также у него много рассуждений о смысле жизни, бессмертии и Боге. Эти вечные темы проникнуты у Гавриила Романовича глубоким личным чувством.
Гордо веря в бессмертие своей поэзии, он писал в одном из стихотворений: «А я Пиит - и не умру». Бессмертие, по мысли Державина, принадлежит не «властителям и судиям», а поэтам, о чем и написана ода «Памятник». Ее первоначальное название - «К Музе. Подражание Горацию». Державин отсылает нас к оде древнеримского поэта Горация «К Мельпомене», в которой тот рассказывает о своих поэтических достижениях, нововведениях, о том, почему его имя должно сохраниться в веках. Об этом же и стихотворение Гавриила Державина. В нем он подводит итоги своего творчества, несмотря на то, что впереди у него еще около двадцати лет литературной деятельности... Как и Гораций, наш поэт создал себе своими произведениями «нерукотворный памятник». Потом на эту же тему напишут стихотворения многие поэты, начиная от Пушкина и заканчивая современными авторами.
Сопоставим стихотворения Горация и Державина.
Гораций
«К Мельпомене»
(Перевод С. Шервинского)

Г. Державин
«Памятник»
Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет - время бегущее. Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию
Жрец верховный ведет деву безмолвную. Так! - весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Назван буду везде - там, где неистовый
Авфид ропщет, где Давн, скудный водой, царем
Был у грубых селян. Встав из ничтожества,
Слух про?йдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Первым я приобщил песню Эолии
К италийским стихам. Славой заслуженной, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу. О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Оба автора говорят о чрезвычайной прочности поэтического памятника, поэзия в этих одах возвышается над самой природой, даже времени она неподвластна. Тема бессмертия поэта отражена в следующих словах Горация: «Нет, не весь я умру, лучшая часть меня избежит похорон»; и в словах Державина: «Так! - весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить...» Аналогичным образом можно сопоставить и остальные строки стихотворений. Вообще, тему поэта и поэзии Державин затрагивал во многих произведениях («Признание», «На птичку», «Река времен в своем стремленьи…» и т. д.).
Обратим внимание на предпоследнюю строфу Державинского текста. Он упоминает здесь одни из главных своих произведений - оду «Бог» и оду-сатиру «Фелица», с которой началась его настоящая слава. «Дерзость» Державина проявлялась в отступлении от норм классицизма. Эти нормы предполагали, что в оде поэт должен в патетическом тоне прославлять государственных деятелей. Державин же писал в «Фелице» о Екатерине II «забавным русским слогом» - весело и непринужденно, говоря не о подвигах и величии монаршей особы, а о ее человеческих достоинствах. Такое смещение акцентов дало возможность Державину раскрыть в тексте и свою личность, рассказать о собственных мыслях и чувствах.
Державин совершил настоящий «бунт» в царстве жанров. В своих стихотворениях он скрещивает просторечие с высокими выражениями, объединяет одический жанр и стиль с сатирическим, высокое - с низким. Это оживляет поэзию, наделяет ее большей выразительностью. Свою поэтическую заслугу Державин видел в том, что «говорил правду и народу и царям». Он - новатор русского стиха, придавший ему естественность и простоту, открывший перед ним новые горизонты и приблизивший содержание поэзии к жизни.
Основные выводы:
Гавриил Державин совершил настоящий «бунт» в царстве жанров.
В своих стихотворениях Гавриил Державин скрещивает просторечие с высокими выражениями, объединяет одический жанр и стиль с сатирическим, высокое - с низким.
Гавриил Державин преобразил русский стих, придал ему естественность, приблизил к жизни содержание поэзии.
Литература:
1. Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2017.
2. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2017.
3. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский. - М.: Просвещение, 2017.
Разбор типового тренировочного задания
Множественный выбор
Выберите верные утверждения о стихотворении Г. Державина «Памятник».
1. его первоначальное название - «К Музе. Подражание Горацию»
2. в нем Державин подводит итоги своего творчества
3. «Создал памятник я, бронзы литой прочней…» - его первая строка
4. «А я Пиит - и не умру» - писал Державин в этом стихотворении
Необходимо выбрать несколько верных утверждений
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

3. Прочитайте все представленные утверждения, прокомментируйте каждое из них.
4. Выберите верные утверждения, проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
Одиночный выбор
Выберите строку, которой нет в стихотворении Г. Державина «Памятник».
1. Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал…
2. В сердечной простоте беседовать о Боге...
3. Мельпомена, гордись и, благосклонная…
4. И презрит кто тебя, сама тех презирай…
Необходимо выбрать верный ответ
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте задание, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Вспомните содержание стихотворения Державина «Памятник».
3. Прочитайте все варианты ответов, прокомментируйте каждую позицию.
4. Выберите верный ответ, проверьте себя.

История создания

Стихотворение Державина, написанное в 1795 году, относится к зрелому периоду творчества поэта (со второй половины 1790-х – до начала 1800-х годов). Это было время подведения итогов жизни и творчества, когда поэт настойчиво стремится осмыслить пройденный им путь, определить свое место в истории общества и литературе. Созданные им в то время стихотворения становятся своеобразными поэтическими манифестами. К ним, помимо «Памятника», относятся стихотворения «Мой истукан» (1794), «Лебедь» (1804), «Признание» (1807), «Евгению. Жизнь Званская» (1807).

Показательно, что пора подведения итогов поэтической жизни Державина ознаменовалась вольным переводом оды римского поэта Горация «К Мельпомене». До него к этому произведению уже обращался другой русский поэт – Ломоносов, сделав первый перевод стихотворения на русский язык. Перевод Ломоносова был достаточно точным, отражающим основные идеи и образы оригинала. В дальнейшей истории русской литературы стихотворение Горация чаще всего не переводилось на русский язык, а служило основой для создания собственного стихотворения-«памятника». Именно такой вольный перевод-переложение впервые был сделан Державиным, который блестяще продолжил дело Ломоносова.

Жанровые особенности

По своим формальным признакам стихотворение Державина, как и Ломоносова, является одой. Но это особая жанровая разновидность оды, которая берет свои истоки от стихотворения Горация и получает название «Памятник».

Квинт Флакк Гораций – величайший поэт древности, имя которого прошло через века и стало известно во многих странах. Он родился в 65 году и умер в 8 году до н.э. В эти годы Древний Рим переживал важ­нейший перелом в своем историческом развитии – падение республи­ки и установление империи. Многие стихотворения Горация прослав­ляют государственных деятелей и выражают гордость поэта за те достижения, которые сделали Римскую империю крупнейшим и самым развитым во всех отношениях государством древнего мира той эпохи. Такие стихи были созданы им в жанре оды и составили целых три кни­ги, ставшие широко известными читателям. Размышляя о пришедшей к нему поэтической славе и о дальнейшей судьбе своего творчества, Го­раций многие произведения, вошедшие в его собрание од, посвящает теме поэзии и поэтического бессмертия. До нас дошли не все оды Го­рация, но самой известной среди них стала ода «К Мельпомене». В древ­негреческой мифологии Мельпомена – одна из девяти муз, покрови­тельница трагедии. Эта ода вошла в последнюю из трех книг сборника од под номером 30 и оказалась таким образом завершающей не только третью книгу од, но и весь сборник, поскольку явилась своего рода по­этическим итогом творчества поэта.

В дальнейшем эта ода стала широко известна не только в древне­римской литературе, но получила распространение во многих евро­пейских странах, где она была переведена на национальные языки. Так начала складываться традиция жанра поэтического «памятника». Не обошла ее и русская литература. Ведь трудно представить себе поэта, который не мечтал бы о поэтическом бессмертии, не пытался оценить свое творчество и определить, что в нем явилось самым важным, самым значительным его вкладом в развитие литературы и культуры и собст­венного народа, и народов мира.

Первый перевод оды Горация на русский язык, сделанный Ломоно­совым, достаточно точно передает ее содержание и особенности стиля. Безусловно, Державин знал его и, создавая свое стихотворение, опи­рался на опыт великого предшественника. Но державинский «Памят­ник» – это оригинальное произведение, в котором писатель выдвигает собственные критерии оценки поэтического творчества.

Основные темы и идеи

Главная тема стихотворения – прославление истинной поэзии и ут­верждение высокого назначения поэта. Оно является подлинным гим­ном поэзии. Основная тема стихотворения задается уже в первой стро­фе: творчество становится своеобразным памятником его создателю, причем этот «чудесный» памятник оказывается прочнее и долговечнее любых «рукотворных монументов» – такова сила поэтического искус­ства. Следует отметить, что эта мысль является продолжением горацианского образа. Сопоставим эти строки (текст Горация дается в перево­де С. Шервинского):

Создал памятник я, бронзы литой прочней,

Царственных пирамид выше поднявшийся.

Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой

Не разрушат его, не сокрушит и ряд

Нескончаемых лет - время бегущее.

(Гораций. «К Мельпомене»)

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

(Державин. «Памятник»)

Оба автора отмечают, что поэтический памятник необыкновен­но прочен («бронзы литой прочней» и «металлов тверже»), а силы по­эзии оказываются даже могущественнее законов природы («Ни сне­дающий дождь, ни Аквилон лихой не разрушат его», Аквилон – у древних римлян так назывался сильный северный или северо-­восточный ветер, а также божество, олицетворяющее этот ветер; «Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный»). Этот «памятник» выше пирамид – традиционного образа могущества созидательной силы. Но что еще важнее – он оказывается неподвластен времени.

Эта тема бессмертия поэта получает свое развитие в следующей строфе, причем опять державинский образ сходен с горацианским: «Нет, не весь я умру, лучшая часть меня избежит похорон» (Гораций); «Так! – весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смер­ти станет жить...» (Державин).

Но далее возникает существенное отличие. Гораций подчеркивает, что залог его поэтического бессмертия в мощи и неколебимости Рима. Державин прочность своей славы видит в уважении к своему отечеству, мастерски обыгрывая общность корня в словах «слава» и «славяне»: «И слава возрастет моя, не увядая, доколь славянов род вселенна будет чтить». Интересно в этой связи также отметить, что пишущий о себе самом, поэте и придворном екатерининской России, Державин орга­нично переносит горацианский образ широты распространения поэтической славы («Назван буду везде - там, где неистовый Авфид роп­щет», Авфид - река в южной части Италии, где родился Гораций) на российские реалии:

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал...

Гораций ставит себе в заслугу то, что он был реформатором нацио­нальной системы стихосложения: впервые начал использовать в латин­ской поэзии достижения древнегреческой («Первым я приобщил пес­ню Эолии к италийским стихам», Эолии - Греции). Для Державина оказывается важнее другое: он не только отмечает свое новаторство, особенно в области поэтического языка и жанров, но и ставит пробле­му взаимоотношений поэта и власти:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Свои заслуги Державин видит в том, что сделал русский слог «забав­ным», то есть простым, веселым, острым. Поэт «дерзнул... возгласить» не о подвигах, не о величии - о добродетелях императрицы, то есть гово­рить о ней, как о простом человеке - поэтому и звучит слово «дерзнул».

Последняя строфа стихотворения, как и у Горация, - традицион­ное обращение к Музе:

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Эти строки свидетельствуют о том, что Державин не надеется на еди­нодушное одобрение современников, но сохраняет черты достоинства и величия на пороге бессмертия.

В целом можно заключить, что перед нами вполне оригинальная трактовка, опирающаяся на возникшую за полвека до нее ломоносов­скую оду, но и развивающая в то же время общеевропейскую культур­ную традицию. Интересно при этом отметить тот факт, что, хотя вари­ант Державина не претендовал на дословность перевода, а, напротив, выставлял напоказ свою автобиографическую установку, по смысловой направленности он ближе к горацианскому источнику. В сопоставлении с ломоносовским стихотворение Державина поражает оригиналь­ностью поэтических образов, отталкивающихся от первоисточника - оды Горация. Это скорее вольное переложение, в котором наличеству­ют определенные реминисценции, используются общие поэтические мотивы и образы, но с наполнением их конкретными реалиями собст­венной жизни.

Художественное своеобразие

Стихотворение Державина, созданное в жанре оды, вернее особой ее разновидности, соответствует этому высокому жанру по стилю. Оно написано ямбом с пиррихием, который придает его звучанию особую торжественность. Интонация и лексика здесь очень торжественны, ритм медленный, величественный. Его помогают создать многочис­ленные ряды однородных членов, синтаксический параллелизм, а так­же наличие риторических восклицаний и обращений. Созданию высо­кого стиля способствует и подбор лексических средств. Автор широко употребляет возвышенные эпитеты (чудесный, вечный, быстротечный, в народах неисчетных, возгордись заслугой справедливой ). В стихо­творении присутствует много славянизмов и архаизмов, что также под­черкивает его торжественность (воздвиг, тлен, доколь, дерзнул, славя- нов род, презрит чело и др.).

Значение произведения

Стихотворение Державина продолжило традицию осмысления по­этом своего творчества и подведения итогов, заложенную Ломоносо­вым. При этом Державин утвердил жанровый канон стихотворения-памятника». Затем он получил блестящее развитие в творчестве Пуш­кина, также обратившегося к горацианскому первоисточнику, но сопорой на державинское стихотворение. После Пушкина стихотворе­ния в жанре «памятника» продолжали писатель ведущие русские по­эты, например такой великолепный и самобытный лирик, как А.А. Фет. Не исчезла эта традиция и в последующие эпохи. При этом каждый из авторов по-своему определяет роль поэта и назначение поэзии, опираясь не только на литературную традицию, но и на свои творческие открытия. И всякий раз, когда какой-либо поэт, в том чис­ле и наш современник, осмысливает свой вклад в поэзию и свои взаимоотношения с обществом, он вновь и вновь обращается к этой замечательной традиции, ведя живой диалог со своими великими предшественниками.

Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. Стихотворение «Памятник» (1795 год)

Цели урока: 1.Выяснить, какое место занимает тема поэта и поэзии в русской литературе 18 века; 2.познакомиться с историей создания стихотворения « Памятник» Г.Р.Державина ; 3.выяснить, в чём видит поэт задачу своего творчества в стихотворении; сравнить взгляды на поэзию в стихотворении Державина и в переводе М.В.Ломоносова оды Горация « К Мельпомене»; 4.посмотреть, как повлияло творчество Г. Р. Державина на последующие поколения поэтов.
Ты прав, Певец: ты будешь жить; Ты памятник воздвигнул вечный: Его не могут сокрушить Ни гром, ни вихорь быстротечный.
К.Ф. Рылеев “Державин”
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…
Г. Р. Державин «Памятник»

Ход урока.

Слайд №1 портрет Г. Р. Державина

Слово учителя: На протяжении многих веков люди задумывались над смыслом человеческой жизни.

-Как вы считаете, в чём состоит смысл человеческой жизни?(Д.з)

(Уже сейчас перед вами стоит вопрос: по какой дороге идти, как не ошибиться в выборе профессии, ведь от этого зависит ваше будущее. Очень важно найти своё место в жизни, занятие по душе, не зря прожить жизнь.)

Кто из русских писателей и поэтов 18-19 веков нашёл своё место в жизни и не зря прожил жизнь, остался в памяти народа? (Ответы учащихся) Почему? (д.з)

(Они очень любили родину, хотели, чтобы она процветала, любили народ, которому служили, были его честью и совестью, любили русский язык, которым великолепно владели, открыли для нас, читателей, многогранность и сложность жизни. Поэт несёт большую ответственность перед обществом) Так можно сказать и о поэте, чьё творчество мы изучаем на уроках литературы. Назовите этого поэта.

- В какой форме поэты выражают свои мысли, чувства, взгляды на жизнь и человека? (Поэтической, при помощи поэзии)

-Попробуйте сами, опираясь на предыдущие ответы, понять, о чём буд ет идти речь на уроке? (о поэте и поэзии)

Записать тему урока. (слайд№2)

Назвать цели урока.

Слово учителя : К теме назначения поэта и поэзии обращались ещё в античные времена. -Кто из древнеримских поэтов затронул эту тему в своём творчестве? (Гораций ода « К Мельпомене») Эта тема была одной из главных и в русской литературе 18 века. И в творчестве Г. Р. Державина она занимает важное место. Роль своей поэзии он показал в стихотворении «Памятник». -Где вы уже встречались с одноимённым названием стихотворения? (в стихотворении М. В. Ломоносова «Памятник»). Портрет учёного на доске. - Что послужило основой к написанию стихотворения? (Ода Горация « К Мельпомене»)

(Да, это переложение оды Г. на русский язык 1747 года)

-В 1796 году, спустя почти полвека, Г. Р. Державин снова обратился к этому источнику и написал вольное переложение оды Горация. Но Д. не повторяет мысли далёкого предшественника, а высказывает свою точку зрения на поэта и поэзию. (История создания , сообщение учащейся) (слайд №3 Державин и Гораций) (Державина любили сравнивать с Горацием. А.С. Пушкин видел их вместе

Питомцы юных граций

С Державиным потом

Чувствительный Гораций

Является вдвоём.

Державин знал Горация по немецким переводам уже в 1770-ые годы. Среди стихотворений Державина можно насчитать не менее 15-ти переложений и переводов из Горация. С Горацием у Державина связаны 2 значительных произведения, в которых он дал оценку своему творчеству: «Лебедь» и «Памятник». В стихотворении «Памятник» Державин использовал мысль и отчасти форму оды 30, кн. III . Своё произведение поэт поставил в конец 1-ого тома как некий итог творчества.)

Прослушивание выразительного чтения стихотворения в исполнении мастера художественного слова. (Учебник, стр.64)
-Какова особенность интонации прочтения данного стихотворения? (Прочитано с неторопливой торжественной интонацией)
-Какие слова непонятны в стихотворении Державина? (Ребята объясняют значение слов из составленного словарика; на партах лежит комментарий)
Работа над анализом стихотворения.
-Ребята, на партах лежит распечатка переложения М.В. Ломоносовым оды Горация. С этим произведением мы знакомились на предыдущих уроках. Сравним взгляды на роль поэта и поэзии в стихотворении М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.
-Какая тема объединяет эти два стихотворения? (Роль творчества, тема назначения поэта и поэзии)
-Какие черты биографии поэтов нашли отражение в стихотворениях?
Перевод Ломоносова : « Что мне беззнатный род препятством не был…» -Объясните значение этих слов. (В этих полных достоинства словах - явный ответ многочисленным недругам Ломоносова и из среды дворянской знати, и из числа его литературных противников, которые неоднократно попрекали его крестьянским происхождением и в лицо которым он бросал: «Кто породою хвалится, тот чужим хвастает»). (Ломоносов добавил в перевод этот факт из своей жизни). Державин: « Как из безвестности я тем известен стал…», «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», « И истину царям с улыбкой говорить». - Какой биографический факт объединяет двух поэтов? (Из безвестности стали известными…) Державин, начавший свой путь безвестным солдатом, долго и трудно выбивающийся в "большие люди" и всем успехам на жизненном пути обязанный лишь самому себе).
1 строфа. – С чем сравнивается памятник в переводе Ломоносова? (« превыше пирамид, крепче меди») - А с чем сравнивается памятник в стихотворении Державина? (“металлов выше он и тверже пирамид”). -Почему именно с ними? (Крепость, вечность) Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом подразумевает переносный смысл. -Какую мысль помогает утвердить данные сравнения? (Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).
А какие эпитеты использует Державин, говоря о памятнике? («чудесный, вечный») - Попробуйте найти разницу в интонации строк Державина и Ломоносова? Л: (торжественная) Д: (мягкая, душевная). Слайд 4:1)ИСКРЕННОСТЬ, ДУШЕВНОСТЬ, «СЕРДЕЧНАЯ ПРОСТОТА СТИХОТВОРЕНИЙ»
Слово учителя: Поэты убеждены, что сила поэзии могущественнее законов природы и времени. - В каких строках об этом сказано? М.В. Ломоносов: Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность. Г.Р. Державин: («Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полёт его не сокрушит»). Прокомментируйте мысль Державина. (Его памятник не подвластен вихрям, гром а м, времени).
2 строфа . - В чём видел Гораций (в переводе Ломоносова) залог своего бессмертия? (« Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом») (Залог бессмертия видел в мощи Рима) -А в чём видит Державин прочность славы? (« И слава возрастёт моя, не увядая, Доколь слав янов род вселенна будет чтить») -Как вы понимаете эти слова? (Прочность славы видит в уважении к Отечеству, считает себя национальным русским поэтом) Слайд . Уважение к Отечеству, к соотечественникам.
Слайд. -Обратите внимание, как Державин прекрасно обыгрывает общность корня в словах «слава» и « славяне» (на слайде « И слав а возрастёт моя…» Слово учителя: - Поэт понимает, что Россия - огромное многонациональное государство. Слайд . Говоря о её бескрайних просторах, он, по словам литературоведа Д.Д.Благого, « с гордостью рисует картину своей посмертной славы среди многочисленных населяющих Россию народов» 3 строфа. - Какие места нашей необъятной родины упоминает поэт в стихотворении? Слайд . Полюбуемся просторами нашей России. - А какова география в стихотворении Ломоносова? (« Шумит стру ями Авфид, Где Давнус царствовал в простом наряде…») - Где находится река Авфид? (В Древнем Риме, на родине Горация)
Так мы оказываемся не в Древнем Риме, а в той стране, где известен стал Державин - в России.
4 строфа. -Что ставят поэты себе в заслугу? Гораций в переводе Ломоносова: « Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой». (Хорошо (искусно)писал стихи, как его любимый древнегреческий поэт Алкей. Бытует мнение, что оды Горация-перевод песен Алкея)
Державин: « Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…» Почему поэтом выбран глагол «дерзнул»?
Слайд (1.Дерзать-осмеливаться на что-нибудь. 2.Смело стремиться к чему-нибудь благородному, высокому, новому)
-На что осмелился поэт? (« о добродетелях Фелицы возгласить»)
-Что требовал жанр оды? (Говорить о величии монархов, прославлять их дела, создавать некий «парадный образ». Державин говорит о добродетелях Фелицы-Екатерины 2! - Вспомните оду « Фелица». О каких добродетелях идёт речь? (Отдаёт должное её энергии, деловитости, умению прощать слабости, простоте, справедливости). -« И истину царям с улыбкой говорить».
Державин видит свою заслугу в том, что сохранял человеческое достоинство, искренность. Он один из немногих, кто позволял себе прямо критиковать те или иные поступки царицы, вельмож. Слайд . Поэтому Державин смотрит на поэта как на служителя и на поборника истины.
Слайд -Почему с улыбкой? (Шутка-главная стилистическая особенность новой поэзии Д.) Слова Д: « Будучи поэт по вдохновению, я должен был говорить правду; политик или царедворец по услужению моему при дворе, я принуждён был закрывать истину иносказанием и намёками»
Державин видит свою заслугу и в том, что сделал русский слог « забавным». - Подберите синонимы к этому слову. (Весёлым, простым, острым)
Слайд . Создание « забавного русского слога», т.е. нового языкового стиля, который позволил раздвинуть рамки тогдашней поэзии, насытив её разговорной речью.) Последняя строфа. К кому обращены последние строфы стихотворений? (К Музе) Слайд . Какое значение имеет это слово? (Из дом. задания) - Муза - Богиня - покровительница искусств и наук Муза - Источник поэтического вдохновения Муза - Само вдохновение, творчество.
-К чему призывает Музу Гораций? (Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром.) Муза - высокая покровительница, она священна. - А что добавил Державин?
(« И презрит кто тебя, сама тех презирай» Державин не надеется на единодушное одобрение современников. « Непринуждённою рукой неторопливой Чело твоё зарёй бессмертия венчай» Муза его и на пороге бессмертия сохраняет черты воинственности и величия.)
-Понаблюдайте за лексикой последней строфы. Найдите слова высокого стиля. (Возгордясь, чело, венчай, презрит) - Для чего Державин их вводит в стихотворение? (Для создания интонации торжественности) - Какой классицистический жанр требовал торжественного прочтения? (Ода) -Дайте определение этому жанру. - Почему « Памятник» относится к жанру оды? (Говорит о величии творчества, поэзии, об общественной роли поэта, его долга перед Отечеством). Перед нами ода, и Державин, разрушитель всех канонов, тем не менее в последней строфе создаёт интонацию торжественности и славит здесь отнюдь не себя. А что славит? (Творчество, поэзию)

-Перед вами 2 перевода оды Горация. Что нового внёс Державин в своё стихотворение, чего не сделал Ломоносов? (Звучат личные мотивы: если Ломоносов в переводе идёт вслед за подлинником, то Державин говорит о значимости своего творчества для России, для русских)

- Какая основная мысль объединяет эти стихотворения? (Созданное делает поэта бессмертным и остаётся в памяти потомков ). - Можно ли эти слова отнести к творчеству Ломоносова, Державина? (Слайд Возвращаемся к слайду, где перечислены заслуги Д.) Вклад этих поэтов в русскую литературу очень велик. О заслугах русского учёного М. В. Ломоносова мы говорили на предыдущих уроках. Ещё раз обратимся к заслугам Д. в русской литературе Прочитать).
К.Ф. Рылеев, поэт, декабрист, посвятил Г.Р. Державину думу, в которой он с большим уважением отметил заслуги русского как поэта и гражданина. (Выступление ученицы). Вернуться к эпиграфу (Рылеев, представитель молодого поколения поэтов, отметил бессмертие творчества русского поэта Державина) -А в 1836 году русский поэт А.С. Пушкин напишет стихотворение «Памятник» и за основу возьмёт вольное переложение оды Горация Державиным. «Памятник» Г.Р.Державина станет пьедесталом «Памятнику» А.С. Пушкина. (Портрет А.С. Пушкину) Поэзия Ломоносова, Державина, Пушкина (портреты на доске) достойна бессмертия и уважения потомков. Прошло более 2-ух столетий, но творчество мастера не забыто. -Презентация « Памятники Г.Р.Державину» (учащиеся)
Слайд: Д.з. Докажите справедливость слов Г.Р.Державина « Я памятник воздвиг себе чудесный, вечный…»

Урок литературы. Конспект и презентация. Тема соответствует изучению литературы 18 века.


«Сообщение о Горации»

К уроку №10

Сообщение учащегося о Горации.

Просмотр содержимого документа
«Урок 10»

8 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 10.

Тема.

Цель :

    выявить тему индивидуальной поэтической славы в стихотворении Г.Р. Державина, значение традиционности и традиции для искусства и особой их важности для нормативного искусства классицизма;

    формировать навыки выразительного чтения, лексической работы, исследовательской работы с текстом;

    развивать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления лексического значения слова «дерзать».

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над темой урока.

2.1. Заполнение таблицы (задание 4 рабочей тетради, с.28-28, ч.1) .

Стихотворения «Памятник»

М.В. Ломоносов

Г.Р. Державин

Стихотворный размер

Пятистопный ямб

Шестистопный ямб

Реалии источника

Античные реалии: «Я знак бессмертия себе воздвигнул. // Превыше пирамид и крепче меди, // Что бурный аквилон сотреть не может, // Ни множество веков, ни едка древность»

Перечисление российских гидронимов: «Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, // Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал»

Роль творчества, поэзии в жизни людей. Первый русский «Памятник» является переводом оды Горация

2.2. Слово учителя.

Державина издавна любили сравнивать с древнеримским поэтом Горацием. В стихотворении «Городок (К ***)», обращенном, вероятно, к Н.И. Трубецкому (1797-1874), Пушкин писал:

Питомцы юных граций,

С Державиным потом

Чувствительный Гораций

Является вдвоем.

2.3. Сообщение учащегося о Горации.

Полное имя Горация, знаменитого древнеримского поэта, видной фигуры «золотого века» римской литературы - Квинт Гораций Эфлакк. Его отец был вольноотпущенным рабом, и, несмотря на то, что сам Гораций, сын, считался свободнорожденным, «сомнительное» происхождение сказалось на формировании его личности, наложило определенный отпечаток на творчество.

Первые стихи были написаны на латыни в 39-38 г. до н. э. и впоследствии легли в основу его первой книги «Сатир». Они привлекли к себе внимание общественности, и в 38 г. до н. э. Горация представили Меценату – известному покровителю людей искусства, соратнику и другу Октавиана. Это знакомство сыграло немаловажную роль в его поэтической карьере, однако Гораций, несмотря на открывшиеся перед ним перспективы в связи с приближенностью ко двору, не превратился в льстеца, хотя и был благодарен императору за прекращение затяжной гражданской войны. Сохранились сведения, что он ответил отказом на приглашение Октавиана Августа стать его личным секретарем.

В 17 г. до н. э. Рим отмечал череду государственных праздников, призванных символизировать начало эры его процветания, и именно Гораций получил от императора поручение создать для них гимн, что означало статус первого лица в литературе.

Точку в биографии Горация поставила неожиданно развившаяся болезнь. Великий поэт скончался на 57-ом году жизни и был похоронен возле могилы, в которой пару месяцев назад был погребен Меценат.

Гораций является, по сути, полноправным родоначальником “литературного памятника”. О своей посмертной славе как поэта он говорит в оде «К Мельпомене».

Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет, время бегущее…

2.4. Слово учителя.

Державин читал Горация уже в 1770-е годы в немецких переводах. Существует не менее пятнадцати его переложений и переводов из Горация. Первый перевод на русский язык оды Горация «К Мельпомене» был сделан Ломоносовым, который по возможности точно перевел оду пятистопным, без рифм. По-видимому, он понимал ее значение как некоего итога творчества не только Горация, но и его самого.

2.5. Выразительное чтение перевода М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...» (1747).

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И перьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром.

Определите тему и главную мысль стихотворения.

2.6. Лексическая работа. Задание 3 рабочей тетради, с.28, ч.1.

Авфид, Давнус, стихи эольски, алцейской лирой. Альцей (Алкей), дельфийским лавром, Муза.

Авфид - река в Апулии, замечательная своим быстрым течением; ныне Офанто.

Давнус - Давн, легендарный царь Апулии, родины Горация.

Эолийские (по наименованию одного из греческих племен) стихи считались образцом древнегреческой лирики.

Алцейской лирой – лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов.

Муза – богиня, покровительница наук и искусства.

Дельфийским лавром – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом.

Назовите слова, придающие торжественное звучание произведению.

Слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство, праведной, внесть, велику часть мою, взгордися, увенчай и др.

Пятистопный ямб.

Какие античные реалии сохранены в произведении М. В. Ломоносова?

«Я знак бессмертия себе воздвигнул. // Превыше пирамид и крепче меди, // Что бурный аквилон сотреть не может, // Ни множество веков, ни едка древность».

2.7. Слово учителя.

Его начало имеет признаки перевода, но затем появляются отступления от латинского оригинала, и стихотворение перестает быть подражание

2.8. Выразительное чтение стихотворения «Памятник» Г. Р. Державина, с.78, ч.1.

2.9. Выявление первоначальных впечатлений.

Созвучны ли темы произведений Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова?

Первые строки стихотворения Г. Р. Державина довольно точно передают соответствующие строки Горация и близки стихам Ломоносова. Тематическая близость очевидна.

Определите размер стихотворения.

Шестистопный ямб.

2.10. Выразительное чтение первой строфы.

Гораций видел залог своего бессмертия в мощи Рима: «Я буду возрастать повсюду славой, // Пока великий Рим владеет светом». В чем Державина залог бессмертия?

Какова сила поэзии? Почему памятник назван «чудесным», «вечным»?

Сила поэзии для Державина могущественнее даже законов природы, которым он единственно готов быть подчинен. Памятник чудесен превосходством над природой («металлов тверже», неподвластен вихрям, громам, времени) и над славой «земных богов» - царей. Памятник поэта «выше пирамид»).

2.11. Выразительное чтение второй и третьей строф.

Найдите во второй строфе слова, созвучные слову «славяне».

В чем видит Державин прочность своей славы?

В уважении к отечеству, обыгрывая общность корня в словах «слава» и «славяне».

2.12. Выразительное чтение третьей строфы.

Каков смысл перечисления российских географических названий в третьей строфе?

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал.

Реки, перечисленные в «Памятнике» Державина, находятся на большом расстоянии друг от друга. Их удаленность друг от друга задает масштаб будущей славы поэта, соответствующий масштабности изображения мира в оде XVIII века.

2.13. Слово учителя.

Державин не знал латинского языка и пользовался немецкими переводами, а также советами друзей. К тому же был перевод Ломоносова. Но, вероятно приняв описание места рождения Горация за перечисление будущей славы, Державин тем самым становится основателем новой традиции в русской поэзии. В дальнейшем все подражания будут написаны с упоминанием мест будущей славы. Нельзя также забывать, что XVIII век – век географических открытий; экспедиции Академии наук вслед за испанцами и португальцами занимаются исследованием земного шара.

Первые два стиха третьей строфы «Памятника» Державина объясняются как частичной ошибкой, так и духом эпохи.

Начиная с Державина, поэты стали говорить о своей славе не локальной, но всеобъемлющей.

2.14. Лексическая работа: забавный, дерзать .

2.15. Слово учителя.

Программным стихотворением Державина была «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге».

Под именем Фелицы Державин изобразил Екатерину II. Поэт использует имя Фелицы, упомянутое в сочиненной императрицей для своего внука Александра «Сказке о царевиче Хлоре», которая была напечатана в 1781 году. Содержание сказки дидактично. Киргизский хан похитил русского царевича Хлора. Желая испытать его способности, хан дает царевичу задание найти розу без шипов (символ добродетели). Благодаря помощи ханской дочери Фелицы (от лат. felicitos - счастье) и ее сына Рассудка Хлор отыскивает розу без шипов на вершине высокой горы.

Олицетвиоряя в себе современное общество, поэт тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и сатирически изображая свои пороки.

«Фелица» - наглядный пример нарушения классицистической нормативности прежде всего в сочетании оды с сатирой: образу просвещенного монарха противопоставляется собирательный образ порочного мурзы; полушутя-полусерьезно говорится о заслугах Фелицы; весело смеется автор над самим собой. Автор раскрывает привычки Екатерины-человека, ее образ жизни, особенности характера.

Почему в четвертой строфе «Памятника» употреблено слово «дерзнул»?

Поэт «дерзнул... возгласить» не о подвигах, не о величии - о добродетелях императрицы, т. е. отнестись к ней, как к обычному человеку, говорить о достоинствах ее человеческих, что в то время было не принято.

2.16. Обращение к репродукции портрета Екатерины II работы В. Боровиковского.

1.Екатерина II в Царскосельском парке на фоне Чесменской колонны, воздвигнутой в честь победы русского флота (1794).

2.Портрет Екатерины II (создан по заказу Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны - Кагульский обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского).

Что объединяет изображение Екатерины II на картинах и в оде?

2.17. Сообщение учащегося.

В произведениях поэта Державина и художника Боровиковского сходен колорит. Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.

Каково значение сочетания слов «забавный русский слог»? (Задание 8 рабочей тетради, с.29, ч.1)

Это тот новый, возвышенно-приземленный стиль, который открыл Державин.

Выпишите слова, принадлежащие к «высокому» стилю. Какова их роль? (Задание 9 рабочей тетради, с.29, ч.1)

Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова «высокого стиля» - «чело», «возгордись», «возгласить», «дерзнул», «неисчетных» и др.

2.18. Слово учителя.

Прославляя Фелицу, Державин отдает дань эпохе, классицистическому мышлению (хорошо служил престолу, говорил истину - значит был полезен отечеству). Державин превыше всего ставил истину и в жизни, и в искусстве. Поэт подчеркивает, что правду он говорил с улыбкой, в мягкой форме. Скорее журил, чем клеймил.

2.19. Выразительное чтение пятой строфы.

Надеется ли поэт на единодушное одобрение современников?

Какие черты музы Державина находят отражение в этих строчках?

Какие средства художественной выразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)? Каково их значение?

2.20. Задание 10 рабочей тетради, с.30, ч.1. Заполните вторую часть таблицы примерами.

Средства художественной выразительности

Примеры

Неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный

Гипербола и сравнение

Металлов тверже он и выше пирамид

Олицетворение

Возгордись заслугой справедливой.

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай

Риторическое обращение

Итоги работы

Употребление средств художественной выразительности способствует утверждению мысли о важности творчества, о бессмертии художественных произведений.

III. Подведение итогов урока.

Почему поэт выбирает именно стихотворение Горация для подражания?

Выбирая стихотворение Горация, Державин задает очень важную тему - тему индивидуальной поэтической славы.

    Слово учителя.

Тема индивидуальной поэтической славы была актуальна для античной поэзии и совершенно невозможна в классицистической. Великий поэт, никогда не укладывается в заданные рамки, даже если сам их себе выбирает: поэт-классицист Державин выбирает заданную тему и создает на нее оригинальную вариацию - он ставит себя в один ряд с монархами и героями, он «поднимает» индивидуальное «я», и это «я» художника.

В стихотворении Г. Р. Державина продолжены лучшие традиции античной литературы, сделаны индивидуальные поэтические открытия, не менее важные, чем стилистическая традиция классицизма. И, только оценив традиционность «Памятника» Державина, можно разглядеть его своеобразие.

Традиции были продолжены в творчестве русских поэтов XIX-XX веков. К тридцатой оде Горация (кн. 3) «К Мельпомене», написанной в 23 году до н. э., обращались в своем творчестве В.В. Капнист (1805), А.Х. Востоков (1806), Д. И. Хвостов (1826), К. Н. Батюшков (1826), А.С. Пушкин (1836), А. А. Фет (1854), Б. В. Никольский (1899), П.Ф. Порфиров (1902), В. Я. Брюсов (1912, 1913, 1918), А. П. Семенов-Тян-Шанский (1916), С. А. Есенин (1920), В. Ф. Ходасевич (1921, 1928), Н.И. Шатерников (1923), И. А. Бродский (1962).

    Обращение к таблице «Памятник» М. В. Ломоносова и Г. Р.Державина.

    Обращение к учебнику. Чтение статьи «Памятник», с.82-83, ч.1.

    Выразительное чтение стихотворения.

IV. Домашнее задание.

1.Выучить стихотворение наизусть.

2.Составить тезисный план части статьи учебника (с.84-87, ч.1.), посвященной биографии Н.М. Карамзина (задание 1 рабочей тетради, с.31-32, ч.1).

3.Заполнить третью часть сравнительной таблицы «Основные особенности классицизма и сентиментализма» по материалам статьи учебника (с.84-87, ч.1) (задание 2 рабочей тетради, с.32-33, ч.1).

4.Индивидуальные задания:

Подготовить выразительное чтение фрагментов из книги Е.И. Осетрова «Три жизни Карамзина»;

Подготовить сообщение о портретах Н.М. Карамзина работы В.А. Тропинина и А.Г. Венецианова.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Г.Р. Державин

«Памятник»


Квинт Гора́ций Флакк (65 г. до н.э. - 8 г. до н.э.) - древнеримкий поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа.


Гораций является, по сути, полноправным родоначальником “литературного памятника”. О своей посмертной славе как поэта он говорит в оде «К Мельпомене».

Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся. Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой Не разрушат его, не сокрушит и ряд Нескончаемых лет, время бегущее…


1747 г.

М.В. Ломоносов

Два «Памятника»

Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатной род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И перьвому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу Дельфийским лавром.

1747 г.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит.

Так! - весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.

1795


- Что объединяет изображение Екатерины II на портрете В.Боровиковского и в оде Г.Державина?

В.Боровиковский.

«Екатерина II на прогулке

в Царскосельском парке». 1794


Стихотворения «Памятник»

М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина

М.В. Ломоносов

Стихотворный размер

Пятистопный ямб

Реалии источника

Г.Р. Державин

Античные реалии: «Я знак бессмертия себе воздвигнул. // Превыше пирамид и крепче меди, // Что бурный аквилон сотреть не может, // Ни множество веков, ни едка древность»

Шестистопный ямб

Перечисление российских гидронимов: «Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, // Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал»

Роль творчества, поэзии в жизни людей. Первый русский «Памятник» является переводом оды Горация

Урок № 8 Л-9

ТЕМА: Г.Р. Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина

ЦЕЛИ: дать знания об основных темах лирики и поэтическом новаторстве Державина; учить работать с художественным текстом, производить анализ лирического произведения.

ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.
  1. Готовность к уроку.
  2. Постановка целей урока.
  1. Проверка домашнего задания.
  1. Наизусть «Властителям и судиям».
  2. Вопросы от класса по биографии и творчеству Державина.
  1. Работа над произведением Державина «Фелица»
  • Какова история создания оды? (Для ответа на этот вопрос можно использовать записки «Объяснения на сочинения Державина», сделанные поэтом в конце жизни.)
  • Объясните смысл названия оды.
  • Сопоставьте оду Державина «Фелица» с «Одой на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны…» Ломоносова.
  • Что общего и различного в облике героинь этих произведений?
  • Какие художественные приемы используют поэты дли создания центрального образа каждой оды?
  • Почему, несмотря на один и тот же стихотворный размер, оды звучат по-разному?
  • Сопоставьте лексику, синтаксис и поэтические интонации этих произведений.
  • Есть ли в одах сатирическое изображение действительности?
  • Почему Екатерина II плакала при чтении оды и дала ей высокую оценку?.
  1. Три «Памятника» в русской литературе.
  1. Вступительное слово учителя:

Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация “К Мельпомене” в переводе М.В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о “памятнике”. Основные ее аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности.

Сегодня на уроке мы сопоставим стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина. Проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравним художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов.

  1. Чтение и анализ стихотворений.
  • Итак, впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”.
  • Переводов оды Горация было множество. Некоторые из них (М.В. Ломоносова, В.В. Капниста, А.Х. Востокова, С.А. Тучкова), несомненно, были известны Пушкину, а другие (А.А. Фета, Н. Фоккова, Б.В. Никольского, П.Ф. Порфирова, В.Я. Брюсова) появились уже после смерти Пушкина.
  • В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык.
  • Прочитайте переложение оды Горация “К Мельпомене” (“Памятник”), созданное М.В. Ломоносовым.
  • Определите тему и главную мысль стихотворения. (Тема оды – роль творчества, поэзии в жизни людей. Созданное поэтом делает его бессмертным – вот главная мысль стихотворения).
  • Каким способом поэт придает своим стихам торжественность и чеканность? (Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т.д.).
  • Объяснить значение этих слов: (аквилон – северо-восточный ветер; Авфид – река в Италии на родине Горация; стихи эольски – образцовые, древнегреческие; Алцейской лирой – лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов; муза – богиня, покровительница наук и искусства; Дельфийским лавром – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом).
  • В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Таких людей
  • Ни слеза вдовиц не тронет,
    Ни сирот несчастных стон:
    Пусть в крови вселенна тонет,
    Был бы счастлив только он…
    (“Любителю художеств”)
  • По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом:
  • … И слава возрастет моя, не увядая,
    Доколь славянов род вселенна будет чтить.
  • В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой:
  • …первый я дерзнул в забавном русском слоге
    О добродетелях Фелицы возгласить,
    В сердечной простоте беседовать о боге
    И истину царям с улыбкой говорить.
  • Перечитайте стихотворение Державина “Памятник”. Определите его тему и основную мысль.

(Тема – бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений. Основную свою заслугу видит поэт в том, что мог “истину царям с улыбкой говорить”, “беседовать о боге”, “дерзнул” рассказать о добродетелях Екатерины!! не высоким, а простым слогом).

  • Каким размером написано стихотворение, какие в нем рифмы?

(Стихотворение написано ямбом, в каждом четверостишии первая

строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, т.е. перекрестная рифма).

  • Какие средства художественной изобразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)?
  • (Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова “высокого стиля”

- чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.; различные эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой , памятник чудесный , вечный , гром быстротечный . Гипербола и сравнение одновременно – “металлов выше он и тверже пирамид” . Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).

  1. Самостоятельный анализ стихотворения Пушкина «Памятник»
  • Выразительно прочитайте стихотворение.
  • Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении?
  • Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия?
  • С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними?
  1. Заполнение таблицы «Три «Памятника» в русской литературе».

М.В.Ломоносов

Г.Р.Державин

А.С.Пушкин

Черты биографии

“Мне беззнатный род препятством не был”.

“…первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”.

“…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал”.

Границы творческого бессмертия

Поэт будет жить, пока живо его Отечество.

“Доколь славянов род вселенна будет чтить”.

“…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит”.

Каковы отношения у поэта с музой

Муза – высокая покровительница.

Муза – верная подруга поэта.

Муза – соратник на великом поприще поэзии.

  1. Итог урока.
  • В каком стихотворении, на ваш взгляд, меньше всего прослеживается личностное авторское начало?
  • С чем это связано?
  • Почему для своего стихотворения о долге и назначении поэта и поэзии А.С. Пушкин взял за образец вольное переложение оды Горация Г.Р Державиным, а не более точный к подлиннику перевод М.В. Ломоносова?
  1. Домашнее задание.
  1. Главы «Путешествие из Петербурга в Москву».
  2. Инд. задание «Биография Радищева»